Акафист Страстям Христовым

С недели Торжества Православия в нашем храме начато служение молебна с чтением акафиста Страстям Христовым.
[EasyGallery id=’Иконостасвпавильоне’]

«Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу» (Ис. 49, 24-26).

   Эти слова пророка Исаии сбылись на Кресте Христовом. Человечество избавлено от проклятия и освобождено от тирании диавола. Для одних Крест Христов соблазн, для других безумие, а кому-то Божия Премудрость и Сила (1 Кор. 1,23) Наверное в каждом из нас есть и безумие и соблазн, и недоумение по поводу Крестной Жертвы Господа. И хочется, чтобы он был для нас Премудростью и Силой. Но это возможно только если мы сами несем свои кресты жизненных невзгод, тягот, скорбей и болезней. Нам понятнее станет жертва Спасителя, если мы идем Его путем. Сегодня мы с вами молились словами акафиста Страстям Христовым. Крест, страдания Христовы за род человеческий… Жертва, искупление… Это высочайшие богословские истины. Они высоки для понимания, но несколько слов об этом, все же, можно сказать.

   Обратимся к Ветхому завету. Всякий человек грешен, и жертва призвана преодолеть пропасть между греховным человеком и святым Богом. Смерть-наказание за грех. Или его естественное следствие. И жертвенное животное становилось своего рода выкупом, заменой. Перед тем, как его закалывали, человек возлагал на него руки… как бы говоря: «Я достоин смерти за свои грехи и признаю это, но, Господи, вместо моей крови я приношу кровь этого барашка и прошу у Тебя прощения»

   Кровь – носитель жизни и потому она священна. Она по праву собственности принадлежит Создателю. Смысл жертвы: человек, которому было дано все, чего он так сильно хотел, может отплатить только одним – отдать все, целиком и полностью, расстаться с привычным уютом, пожертвовать своим достоинством и достатком, ничего не оставив про запас. Дело, конечно, вовсе не в том, чтобы в некоей «небесной бухгалтерии» барашка засчитали как человека и потребовали от человека такой выкуп. Дело в том, чтобы сам человек осознал свою безусловную и окончательную зависимость от воли Божией. А жертва – верный способ ему об этом регулярно напоминать.

   У разных религий много общего. Все они говорят о вечной жизни после смерти, все об откровениях свыше, везде мы встретим жертвоприношения, которые должны примирить человека с высшими силами и загладить его поступки. Но только христианская вера говорит о принесении в жертву Божьего Сына. И это вызывает множество вопросов: кто принес такую жертву, кому, для чего? Неужели без нее невозможно было обойтись?
Долгая, болезненная, позорная казнь – самая жуткая изо всех, какие только существовали в то время и в том месте. Сын Божий идет на нее добровольно, мы говорим, что это сделано ради спасения нас людей. Но неизбежно возникает тут вопрос: неужели нельзя было как-то иначе? Сам Христос желал, чтобы это было возможно. Ветхозаветные пророки пытались вернуть человечество к Богу иначе: они уговаривали, все ему объясняли и даже сурово грозили. Иногда это помогало… на некоторое время. Но ничего не менялось радикально, и тогда на землю пришел не просто еще один пророк, но Сын Божий.

   Пришедший в мир Мессия мог пойти двумя путями: взять власть силой, заставить людей подчиниться Ему или сохранить свободную волю людей, явить им путь любви и добра – но и заплатить за это собственным покоем, благополучием, а в конце концов и жизнью. …Христос стал человеком, чтоб приобщить людей к Богу и, в конце концов, сделать их богами… открыл для нас дорогу на небо. Христос не просто рассказал нам, как следует жить, Он прожил жизнь, которой мы можем подражать, если пожелаем.

   Если мы употребляем слово «жертва» — это вовсе не значит, что Христос был жертвой в том узком и непосредственном смысле, в каком был барашек, зарезанный на Пасху. Нет, повтор слова указывает лишь на глубинное родство этих двух событий, пасхального пира и Голгофы. И в том и другом случае речь идет о восстановлении нарушенной связи между Богом и человеком. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Кровь животного проливалась в Ветхом завете во искупление грехов одного человека, группы людей, пусть даже целого народа, но все равно это было очищение временное и частичное. Полностью смыть грехи всего человечества, все, какие только совершались и еще совершатся, могла только совершенная жертва, кровь Единственного безгрешного – Сына Божьего. Христиане говорят: Он принес Себя в жертву за грехи всех людей. Но, кому принес? Отцу? Но разве Отцу приятна мучительная гибель Сын? Конечно же, нет. Еще Аврааму Он объяснил, что человеческие жертвы Ему не нужны. Сатане за наши души? Но Бог не должен платить выкуп сатане.

   А есть ли вообще ответ на этот вопрос? …Представим врача, работавшего в эпидемию в самой гуще больных, зная, что и сам заразится, ведь и Христос принял на себя смертные последствия эпидемии греха, поразившей человечество. Врач пожертвовал собой ради спасения других людей – но будет ли осмыслен вопрос, кому именно он принес эту жертву?.. Совершенно необязательно понимать смерть как некий «выкуп», который дается кому-то конкретно.


   Врач лечил – он до конца боролся со злом, а не отдавал себя ему в руки.
Христос ничего не предпринимал специально, чтобы взойти на Крест, но мир, порабощенный греху, сам привел Его ко Кресту. Подлинное, настоящее добро в падшем мире не может привести никуда, кроме Голгофы, но отныне всякий входящий на нее видит, что он там не один – Христос пришел туда первым и взял самое тяжкое и страшное на Себя. От нас теперь зависит – принять или отвергнуть спасительные плоды этой жертвы.

По А. Десницкому. 40 вопросов о Библии. Почему смерть Христа – это жертва?

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com
Яндекс.Метрика