Круглый стол

На праздник святителя и чудотворца Николая в городе Зеленограде состоялся круглый стол по вопросам внедрения в образование школьников учебного курса «Актуальные проблемы преподавания «Основ Православной культуры» в современной школе», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

В рамках встречи выступали методист МЦ, педагоги Воскресных школ. В заседании принял участие и выступил с докладом настоятель храма священник Максим Казаков.

Тема: Необходимость духовно-нравственного воспитания детей в рамках предмета Основы православной культуры.

 Вначале своего доклада хотел бы провести краткое сравнение трех предлагаемых для внедрения в образование курсов: Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики, Основы православной культуры.

Основы мировых религиозных культур – курс предполагает пройтись по верхушкам различных религиозных убеждений и верований, ставя во главу угла информацию не к размышлению, а к сведению. На фундаменте курса невозможно дать правильные ориентиры в духовно-нравственном воспитании детей. Почему? Ответ очевиден. Верований много, а Истина одна. Ориентиры в разных верованиях разные, идеалы разные, а порой, абсолютно противоположные. Духовно-нравственные корни нашего народа отличны от, даже самых гуманных, постулатов мусульман, современных иудеев или буддистов.

Курс Основ светской этики предлагает мерилом всех вещей свое понимание нравственного закона. Светская этика предлагает усредненный вариант нравственности, которая заменена словом этика, основанный на субъективных представлениях людей о добре и зле. Поэтому, зачастую, добро и зло перемешиваются. Под маской добра может предлагаться зло. Этика не способна различить добро и зло, она действует по шаблону, не способна видеть и осознавать последствия человеческих поступков в жизни, так как исключает ответственность за свои поступки перед совестью и Богом – законодателем нравственного чувства в душе человека.

Курс Основы православной культуры предполагает ответить на жизненно важные вопросы в свете исторической, культурной и религиозно-нравственной традиции нашего народа. И, наоборот, без знаний основ православной культуры неясными остаются многие события отечественной и мировой истории, важнейшие вопросы о смысле жизни, о судьбе России и личной судьбе каждого человека.

Причины обращения к этому предмету – негативные явления в жизни россиян: снижение творческой культуры, пропаганда насилия, жестокости, наркотиков, вседозволенности, распущенности и безответственности. В нашей стране есть явления оскорбления чувств, культурной и исторической памяти православных людей.

Тут уместным будет привести выдержку из официального документа — Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. В разделе «Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации» читаем:

«Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:

… девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;

снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе и информационных». Конец цитаты.

Все это плоды отсутствия духовно-нравственного воспитания в обществе, а, порой, элементарного незнания и всяческих суеверий.

В православии подрастающее поколение находит ключи к раскрытию творческих замыслов писателей-классиков, известных русских художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов, поэтов. В православии кроются истоки народной мудрости и эстетических идеалов, здесь и духовно-нравственные традиции, и особенности формирования быта и культуры общения. Отсюда и традиционная для русского народа иерархия ценностей. Идеалом у русского народа был Иисус Христос Спаситель мира, из всех верований на Руси человеку близким стало православие. Наиболее сродная России (но не идеальная) форма правления монархия, а главная добродетель – любовь. Под знаменами «За веру, царя и отечество» наши предки проливали свою кровь, защищая близких, помогали восстановить справедливость угнетенным народам.

Вопрос: а зачем необходимо духовно-нравственное воспитание детей, зачем вводить предмет? Казалось бы, мы все имеем некоторые представления о добре и зле и можем их передать нашим детям. Дело в том, что наши субъективные понятия о добре, благе, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» могут основываться если не на вере, то на собственном опыте или светских законах. Но у каждого человека опыт будет разным. Один высшим благом считает постоянный «кайф», а другой за счастье принимает любовь супруги и детей. Один имеет дом на Канарах, но несчастен, а другой имеет шалаш со своей милой и счастлив. Духовно-нравственное воспитание говорит о том, что есть всеобъемлющий духовный, нравственный закон, способный очистить совесть каждого человека и поставить ее выше эмоций и амбиций. Помогает увидеть истинное счастье. Это Закон Божий. Это тот закон, на который ориентировались наши предки, и отголоски которого до сих пор могут быть на наших устах. Например: «кто не работает, тот и не ест» – слова апостола Павла; ставить «во главу угла» – слова Христа. «Запретный плод», «золотой телец», «козел отпущения» – библейские выражения. «Кто с мечом придет, от меча и погибнет» – интерпретированные слова Иисуса Христа; «не хлебом единым» и прочее и прочее. Важно донести до детей ценности и истины в первозданном виде, в контексте высоких святых примеров жизни и поступков, которыми богат наш народ. Сориентировать детей на нравственно высокие идеалы. Только духовно-нравстенное воспитание может помочь это сделать.

Какие могут быть результаты? О них, я думаю, в рамках этой встречи мы еще услышим. Но кратко отвечу. Не только язык и эрудиция, но и жизнь ребенка обогащается: экскурсии в музеи храмы и монастыри могут стать не простой поездкой в архаичное прошлое, но прикосновением к иной духовной реальности, в которой жили наши предки. И важно, что дети найдут созвучие преподаваемого материала с их личной жизнью, с жизнью своей семьи, смогут разобраться в сложных жизненных ситуациях.

Наш предмет предполагает соблюдение принципа светскости. Это не проповедь о спасении. Курс имеет историко-культурологическую концепцию, раскрывающую историю формирования культуры России.

Обрисую современным языком взгляд на то, какие задачи ставит перед собой вообще духовно-нравственное воспитание и курс Основы православной культуры в частности.

Задачи: дать представление о духовно-эстетических ценностях русского народа, о православной вере, о народе;

дать представление о культурно-исторической преемственности поколений;

формировать представление о культурном единстве российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

дать представление о культуре, как о явлении, включающем в себе самое лучшее;

формировать мотивацию к учению вообще и к получению знаний в области культуры и истории;

формировать ценностные установки на нравственное, красивое, традиционное в отечественной культуре;

обогатить активный лексический запас школьников словами духовного и историко-культурологического значения;

учить пониманию высокого литературного стиля и умению им пользоваться;

повышать эрудицию ребенка;

воспитывать любовь к Родине и уважение к отечественным традициям;

способствовать социализации детей в отечественную культуру, предупреждать религиозную эксплуатацию от экспансии тоталитарных сект, предотвращать возможные конфликты на религиозной почве;

повысить нравственный уровень;

воспитывать любовь к родной семье, уважение к старшим, ответственность за поступки;

воспитывать потребность школьника в творческом участии в созидании и сохранении природы и культуры Отечества.

Как видите, эти задачи высоки. Реализация этих задач ложится в фундамент духовно-нравственного воспитания детей.

    И в заключении хотелось бы добавить. Мы озабочены нравственным упадком нашего подрастающего поколения и всего общества. Истоки этого кроются в отвержении человеком Бога и Его законов. Вводимый предмет имеет целью облагородить человека, помочь вернуться к духовно-нравственным ориентирам, его цель — образовывать гармонично развитую личность.

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com