21 января — Суббота по Богоявлении. Память преподобного Георгия Хозевита.

Расписание богослужений

Евангельские Чтения
Субботы по Богоявлении: Еф. 6:10-17, Мф.4:1-11
Ряд.: Кол. 1:3-6, Лк. 18:2-8

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Еф. 6:10-17; Мф. 4:1-11). Апостол облекает христиан во всеоружие Божие. Прилично подошло это в след за предыдущим уроком. Ибо если кто, вняв призванию Божию, воспринял начало новой жизни, с помощью благодати Божией, привнесши с своей к тому стороны «все старание»; то ему после этого предлежит не почивание на лаврах, а борьба. Он оставил мир, — мир за это начнет теснить его: он спасся от власти диавола, диавол будет гнать вслед его и ставить ему козни, чтоб сбить его с доброго пути и опять возвратить в свою область; он отвергся себя, отверг самость со всем полчищем страстей, — но этот живущий в нас грех не вдруг расстается с своим привольным житием в самоугодии, и поминутно будет покушаться под разными предлогами опять водворить внутри те же порядки жизни, которые так богато насыщали и питали его прежде. Три врага, — каждый с безчисленным полчищем, — но главнокомандующий есть диавол, ближайшие же помощники его бесы. Они всем ворочают в греховной жизни, — противнице жизни духовной. Почему Апостол против них и вооружает христианина, так как бы прочих не было совсем. Говорит: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против злобы поднебесных». Ибо не будь их, и брани, может быть, не было бы. Равно, коль скоро они отражены и поражены, то отражение и поражение других ничего уже не стоит. Итак смотри всякий, куда следует направлять стрелы, или по крайней мере с какой особенно стороны надлежит себя ограждать. — И ограждай! — Апостол прописал несколько орудий; но все они сильны лишь Господом. Почему опытные борцы духовные и предали нам; именем Господа Иисуса бей ратников.

218 января — Суббота по Богоявлении. Память преподобного Георгия Хозевита (VII).

Преподобный Георгий Хозевит родился на острове Кипре. По смерти родителей он отправился в Палестину на поклонение Святым местам. Здесь он поступил в иноческую Хозивитскую общину, находившуюся между рекой Иорданом и Иерусалимом, настоятелем которой он стал впоследствии. Преподобный Георгий подавал монахам образец пощения, бдения и телесных подвигов. Пожив на земле, словно бесплотный, он мирно скончался (VII).

История обители Георгия Хозевита

Обитель была основана пятью сирийскими иноками в 535 г. Но своего рассвета достигла, когда пришел в нее Преподобный Георгий почти 100 лет спустя. Именно ему суждено было стать самым знаменитым из хозевитских настоятелей, с временем его игуменства связан расцвет монастыря. В память о великом подвижнике обитель и называется сегодня именем Георгия Хозевита.

Ущелье Вади Кельт (Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru)

Сейчас трудно поверить в это, но когда-то ущелье Вади Кельт было одним из самых «обжитых» мест пустыни. Его стены были буквально испещрены пещерами-кельями православных подвижников, которых насчитывалось к моменту персидского нашествия до пяти тысяч человек. Многие из этих «сотовых» келий можно видеть и сейчас — в основном, в полуразрушенном и заброшенном виде.

Вид на монастырь с половины пути (Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru)

Хозевитская обитель именовалась Лаврой. В нашем представлении Лавра — это очень большой, богатый и знаменитый монастырь. В Русской Церкви это действительно так: лишь четырем крупнейшим обителям присвоено почетное наименование Лавры. Но исторически лавры возникают как одна из разновидностей монастырской организации именно в скалистых ущельях Иудейской пустыни. Само слово означает «улица», «скопление», «рой» пещер. Смысл термина становится понятным из древнейших способов монашеского жизнеустройства.

Помещения монастыря выдолблены прямо в скалах (Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru)

Первые монахи были отшельники. Этот вид подвига, будь то в пустыне, или в лесах русского севера, не каждому под силу. Поэтому вскоре практически одновременно, появляются киновии (общежития) — обители, где иноки живут вместе дружной общиной под управлением строгим уставом и наставником — игуменом. Лавра — промежуточное состояние между отшельничеством и киновией. Каждый из насельников Лавры живет в отдельной, уединенной келье — пещере. Даже если в близком соседстве с другими, то все равно уединенной — до такой степени, что, взобравшись в свою келью (в Хозевитской обители по веревочной лестнице, которая тут же убиралась) подвижник оказывался в неприступной изоляции, поистине наедине с Богом.

Пещера св.Илии Пророка, где он скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду. (Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru)

Место для обители выбрано было не случайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илье в период трехлетней засухи в Израиле: «И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю» (3Цар. 17:2-7).

Пересохший ручей Айн Кельт (Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru)

Поток на дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. И пещера пророка Илии, куда вороны носили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь.

Эта пещера связана в церковном предании с другим, уже новозаветным событием. Когда Богоотец Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, оказались в позорной немилости у своих соплеменников из-за бездетности (по ветхозаветным канонам неплодность была карой Господней за грехи), святой Иоаким удалился в печали и скорби на подвиг усиленной молитвы и уединения именно в ту самую пещеру, освященную именем великого ветхозаветного пророка Илии. Здесь по преданию Святой Иоаким пробыл в молитве и посте сорок дней и сорок ночей пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении чада – Приснодевы Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, здесь находится соборный храм обители, посвященный Рождеству Богородицы.

Кондак преподобного Георгия
глас 4
Явился еси светило пресветлое, Георгие,/ озаряя Божественными зарями верно зовущия ти:/ моли о нас Владыку Христа,/ явльшагося во струях// и просвещшаго земнородныя.

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com
Яндекс.Метрика