24 октября — Собор Преподобных Оптинских Старцев

Расписание богослужений

[/wc_highlight]

 


ПРЕПОДОБНЫЕ ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ


Иеросхимонах Лев (Наголкин)
1768–1841

Иеросхимонах Лев (Наголкин)

Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.

  • Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.
  • Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог – Всеведец — совершенно исполнял наши желания? Я думаю, хотя не утверждаю, что все земнородные погибли.
  • Живущие без внимания к самим себе, никогда не удостоятся посещения благодати.
  • Когда не имеете спокойствия — знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29).

Иеросхимонах Макарий (Иванов) 
1788–1860


Схиархимандрит Моисей (Путилов)
1782–1862


Схиигумен Антоний (Путилов)
1795–1865


Иеросхимонах Иларион (Пономарев)
1805–1873

Иеросхимонах Иларион (Пономарев)

Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

  • Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы чрез него избежать вечного стыда…
  • Каждое дело необходимо начинать с призыванием в помощь имени Божия.
  • Замечания делай не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого.
  • Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить Церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков)
1812–1891

  • Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
  • Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.
  • Один брат жаловался старцу, что во время молитвы бывает множество разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару. Вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»
  • Когда усердно молишься, то так и смотри, что искушение будет. Это и со всеми случается.
  • В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.
  • Читайте «Отче наш», но не лгите: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем…»
  • Нe надо верить приметам, и не будут исполняться.
  • Отчет человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог.
  • Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши.
  • Сидел бес в образе человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: «Что же ты ничего не делаешь?» Бес отвечал: «Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать, — люди все делают лучше меня».
  • Один брат спросил другого: «Кто тебя обучил молитве Иисусовой?» А тот отвечает: «Бесы». — «Да как же так?» — «Да так, — они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык».
  • Горделивость и на небе жившим не помогла, а лишила благодати Божией и низвергла долу, — почему нам, хотящим взыти горе, потребно смиряться зело.
  • Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения и сотворить Божия хотения.
  • Мужик переносил меру гороха через речку и рассыпал…
    Ему говорят: «Плохо твое дело — горох рассыпал…»
    Он подобрал его, да и ответил:»Плохо, да не совсем… Я рассыпал мерку, а подобрал то две».
    Ему сказали: «Так, стало быть, твое дело вышло хорошо?»
    Мужик опять отвечает: «Хорошо да не совсем» -«Почему?» -«Да потому,что горох мой был чистый, а теперь попалам с землею».
    Опять ему говорят: «Стало быть твое дело вышло плохо?»
    Опять отвечает мужик: «Плохо да не совсем. Я нес горох, чтобы посеять, а для посева земля не мешает».
    Ему опять говорят: «Стало быть, твое дело вышло хорошо?»
    Мужик отвечает: «Хорошо да не совсем: горох вырос редок».
    Ему опять говорят «Стало быть, твое дело вышло плохо?»
    Он опять отвечает: «Плохо да не совсем: горох вырос редок, да чист…»
    Ничего…   Все к лучшему! Все к лучшему!..

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)
1824–1894


Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)
1810–1894


Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)
1837–1911


Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)
1845–1913


Иеросхимонах Анатолий (Потапов)
1855–1922


Иеросхимонах Нектарий Оптинский
1853–1928


Иеромонах Никон (Беляев)
1888–1931


Архимандрит Исаакий II (Бобраков)
1865–1938

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com