3 июня — Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех Святых. Владимирской иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1521)

Расписание богослужений

Евангельские Чтения
Утр. — Ев. 1-е, Мф. 28:16-20
Лит. — Евр. 11:33-12:2, Мф. 10:32-33,37-38;21:27-30
Богородицы: Флп. 2:5-11, Лк. 10:38-42;11:27-28


Святитель Феофан Затворник ("Мысли на каждый день") 
Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать - учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.

3 июня — Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех Святых. Владимирской иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1521).

 

Прп. Серафим СаровскийВ первое воскресенье после дня Святой Троицы и сошествия Святого Духа на апостолов Православная Церковь празднует День Всех Святых, этим подчеркивается, что святость – это плод Духа Святого и этот плод созрел не в каких-то мифических полубогах или великанах, а в самых обыкновенных людях, таких же как и мы с вами. По учению Церкви, к святости, призван каждый и святыми не рождаются, ими становятся, «стяжевая Духа Святого» (прп. Серафим Саровский).

В день Пятидесятницы родилась Церковь, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок, какие принес плоды – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители.

«Цель жизни — восхождение человека к богоподобию». Прп. Антоний Великий

Святые почитались с самых ранних веков христианства, вначале это были апостолы и мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры. С укреплением христианства последовало почитание выдающихся церковных деятелей, благоверных правителей и преподобных монахов, прославившихся дарами Святого Духа. Первое упоминание об этом празднике встречается в IV веке, а в 609 г. римский папа Бонифаций IV в день Всех Святых освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников, чтобы, по выражению великого английского историка Беды, «память всех святых могла в будущем совершаться в месте, где почитали не богов, а демонов».

В святых мы почитаем отнюдь не безгрешность, ведь безгрешен только Бог, не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами» Божиими.

1-Иоанн Дамаскин«Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих… Святые сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога… яко телеса ваша храм живущаго в вас Святого Духа суть … как же не почитать одушевленные храмы Божий, одушевленные жилища Божий?… Святые — живы и с дерзновением предстоят пред Богом… Будем же мы, верующие, воздавать почитание святым псалмами, гимнами и песнями духовными, сокрушением сердца и милосердием… Будем воздвигать им памятники и видимые изображения и через подражание их добродетелям сами сделаемся одушевленными их памятниками и изображениями… поревнуем их вере, любви, надежде, ревности, житию, твердости в страданиях, терпению даже до крови, чтобы и мы вместе с ними получили венцы славы».   Преп. Иоанн Дамаскин

В церковных канонах есть строгое предупреждение, запрещающее православному считать, что святые безгрешны и история знает немало парадоксов. Нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди.

Ведь первым в рай вошел … разбойник, тот самый, висящий на кресте справа от Христа. Думал ли благоразумный разбойник, осужденный на смертную казнь, что он спасется, но подлинного раскаяния в последние минуты жизни и слов к распятому Христу: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай.

Благоразумный разбойник -3

«Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону». Один из них «злословил Иисуса», говоря, «если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23: 39-43)

Как писал апостол Павел, — «…одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков». (1 Кор. 12:8-11)

1-Апостол Павел (Андрей рублев)При этом надо понимать, что почти никто из святых не становился таким мгновенно… внезапно и без своего сильного желания быть с Богом. Но помимо помазания Духа Святого, святые всегда оставались обычными людьми со своими привычками, сложными моментами в биографии, за которые они горько каялись, и человеческими немощами.

Сколько всего святых – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней. Мы уже не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

Можно выделить то общее, что характеризует всех выдающихся святых, это пламенная, непоколебимая и живая вера в Бога и в любовь Божию к людям. Эта вера дала им силу победить и низложить сильных царей… Она им дала силу жить праведно и в послушании закону Божию. Она их удостоила увидеть осуществление тех обещаний, которые им давал Бог. С помощью этой веры заграждались уста львов, как это сделал пророк Даниил.

1-Три отрока -3

С помощью нее погашалась сила огня, как это произошло с тремя отроками в страшной Вавилонской печи. С помощью этой веры они встречались лицом к лицу с угрозой быть убитыми, они возвращали силы и исцеляли от недугов и болезней, когда их подвергали пыткам…  были непобедимыми в битвах, обращали в бегство целые фаланги врагов, как это было с Моисеем и Иисусом Навином… Эта вера им дала им храбрость и мужество, и силу перенести и выдержать насмешки и унижение, крест и заключение в тюрьмы.

1-св. князь Александр Невский«Сегодня праздник всех святых. Сегодня каждый из нас поминает и своего святого и святых всех близких и родных, явленных святых и тех, кто не был явлен миру, кто покоится в тайне бытия. Каждый из нас при Крещении получает имя святого; этот святой делается молитвенником нашим, хранителем нашей жизни, защитником нашим против зла.
Вот почему так важно нам вспоминать того святого, во имя которого мы названы. Должны бы мы знать его жизнь, должны бы прибегать к нему в скорби и в радости, должны бы вдумываться в эту человеческую личность, с которой мы заботой родителей, заботой Церкви каким-то образом связаны. Сегодня мы все именинники, сегодня праздник всего Неба и всей земли: все Христовы дети вместе ликуют о том, что вместе со Христом они — одно тело, один дух, одна жизнь. Одни свой путь совершили, победили, увенчаны; другие — мы, на земле — продолжаем свой путь под их сенью, под заступничеством их молитв.
Проживем же так, чтобы, когда мы станем перед лицом святых, во имя которых мы названы, перед лицом Живого Бога, Который овладел и телом и душой и всей судьбой нашей, нам не было стыдно, чтобы была радость у Господа и у тех, кому мы поручены, и у нас, что мы не посрамили ни святых наших заступников, ни Господа, Который нам доверил Свое имя и нам

позволил быть здесь, на земле, образом Его присутствия. Аминь».  (по митрополиту Антонию Сурожскому)

Тропарь всех святых
глас 4
Иже во всем мире мученик Твоих,/ яко багряницею и виссом,/ кровьми Церковь Твоя украсившися,/ теми вопиет Ти, Христе Боже:/ людем Твоим щедроты Твоя низпосли,/ мир жительству Твоему даруй// и душам нашим велию милость.

Кондак всех святых
глас 8
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.


Владимирской иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1521).

Празднование Владимирской иконы Матери Божией (21 мая / 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыю Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

 

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com