Воля Божия

   Мы с вами беседовали на прошедших молебнах о крестах, и тех, кто их нес. Говорили о Симоне Киринейском, о распятом благоразумном разбойнике. Сегодня на этой последней пассии скажем несколько слов о Кресте Самого Господа. «Скажу вам несколько слов, потому что полное о нем учение превосходит силы мои. На этот крест восходят уже совершеннейшие христиане. Они и знают его, и говорить о нем могли бы ясно, полно и с силою.

Посмотрим на Голгофу. Там крест благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, а Крест Господень есть Крест жертвы чистой и непорочной. И он-то есть плод преданности в волю Божию — беспрекословной, полной, безвозвратной. Кто вознес на Крест Спасителя нашего? Именно эта преданность. В саду Гефсиманском молился Господь наш Иисус Христос, да мимо идет чаша; но решительное об этом определение сказал так: но не как Я хочу, а как Ты, Отче. Все святые бывают распяты, так сказать, на воле Божией. На ней пригвождено всякое их своеличное движение, и мысль, и желание. Что движет ими, это есть Божие мановение, Божие внушение, которые, им только одним ведомым образом печатлеясь в сердце их, определяют всю их деятельность. Святой апостол Павел в отношении к себе изображает это состояние так: теперь не я живу, но живет во мне Христос. Это верх совершенства христианского, до которого только способен достигнуть человек. Это будущее состояния по воскресении, когда Бог будет всем во всех. Почему все удостоивающиеся достигнуть его нередко состоят в противоречии со всеми порядками земного пребывания и – или терпят гонения и муки, или становятся и почитаются юродивыми, или удаляются в пустыни. Но во всех этих видах внешней участи их, внутреннее их одно: едины, с единым Богом пребывая в сердце. Им единым живут и действуют, скрываясь во внутреннейшем, глубочайшем безмолвии, при совершенном отсутствии всяких движений своих.

Итак, христианство начинается покаянием, спеет борьбою со страстями, завершается чрез сораспятие Христу чистого внутреннего человека. Станем на Голгофе у крестов и начнем применять себя к ним и их к себе, какой к кому придется. Симон Киринейский, несший Крест Господа, есть образ тех крестоносцев, кои подвергаются внешним скорбям и лишениям. Кого изображает благоразумный разбойник распятый и кого Господь на Кресте, я только что сказал: первый изображает борющихся со страстями, а Господь — мужей совершенных, распявшихся в богопреданности. А крест злого разбойника кого изображает? Изображает тех, которые работают страстям. Страсти их мучат, терзают, распинают на смерть, не давая никакой отрады и никакой благой надежды. По этим признакам примеряй всякий к себе кресты и сам себя по ним определяй, кто ты — Симон ли Киринейский, или благоразумный разбойник, или подражатель Христу Господу, или разбойник злой, по страстям, тебя снедающим?

Каким себя найдешь, такого и конца себе ожидай. Я только прибавлю: выбросьте вы из головы, будто можно путем утешной жизни стать тем, чем подобает нам быть во Христе. Утехи если бывают у истинных христиан, то совершенно случайно; отличительнейший же характер жизни христианской суть страдания и болезнования, внутренние и внешние, произвольные и невольные. Многими скорбьми подобает внити в Царствие и в то, которое внутрь является. Можно сказать так: утешность есть свидетельство непрямого пути, а скорбность — свидетельство пути правого. Вы говорите обыкновенно: вот и повеселиться будто нельзя или какое-либо себе позволить удовольствие. Да вы главное-то прежде сделайте, а потом позволяйте и это. А то у иного только и дела, что — ныне бал, завтра театр, там гулянье, да веселое чтение и беседа, да развлечения разные, — переход от одних приятностей к другим. А о главном, о том, как достигнуть того, чем должен быть всякий христианин, и помышления нет. Какого же плода ожидать от такой жизни?» Сказал Господь, что все хотящие жить (только жить) благочестиво будут гонимы. А что говорить о тех, кто действительно будет жить свято – их вообще убьют, мир их ненавидит, потому что они своей жизнью обличают дела тьмы.

Давайте братия и сестры узнавать волю Божию благую и совершенную, ведущую человека к счастью из Священного Писания, а она ведет по жизни человека только через крест; чувствовать ее когда терпим скорби, видеть ее, хотя бы тогда, когда оглянемся назад на свой жизненный путь и скажем: слава Богу за все!

(По творениям святителя Феофана Затворника)

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com
Яндекс.Метрика