19 января — ☦ Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Расписание богослужений
Евангельские Чтения
Служба часов:
На 1-м часе: Деян. 13:25-32, Мф. 3:1-11 На 3-м часе: Деян. 19:1-8, Мк. 1:1-8
На 6-м часе: Рим. 6:3-11, Мк. 1:9-15 На 9-м часе: Тит.2:11-14;3:4-7, Мф. 3:13-17
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник):
Лит. — 1Кор. 9:19-27, Лк. 3:1-18.
На освящении воды: 1Кор. 10:1-4, Мк 1:9-11.
Литургия св. Василия Великого. По заамвонной молитве – Великое освящение воды.
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа:
Утр. — Мк. 1:9-11
Лит. — Тит. 2:11-14;3:4-7, Мф. 3:13-17
На освящении воды: 1Кор. 10:1-4, Мк. 1:9-11
Литургия св. Иоанна Златоуста. По заамвонной молитве – Великое освящение воды.
Богоявление (Тит. 2:11-14;3:4-7; Мф. 3:13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый : Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.
19 января по новому стилю мы отмечаем Крещение Господне, один из самых древних праздников, Великий праздник Православной Церкви.
Расписание в дни Святого Богоявления
18 января, СУББОТА
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). День постный.
8.00 Часы, изобразительны, вечерня, Литургия. Великое освящение воды.
16.00 Исповедь, 17.00 Всенощная.
РАЗДАЧА СВЯТОЙ КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЫ
18 и 19 ЯНВАРЯ с 12.00 до 20.00
19 января, ВОСКРЕСЕНЬЕ
СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
7.00 Ранняя Литургия, Великое освящение воды в павильоне.
9.30 Поздняя Литургия, Великое освящение воды в храме.
По церковной традиции праздновать начинают еще с вечера накануне. И уже в Крещенский сочельник (см. «Как провести Крещенский сочельник»), во всех храмах начнется Великое освящение воды – неотъемлемая часть этого духовного торжества.
Установление Праздника относится еще ко временам апостолов. После Крещения Господь Иисус Христос выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия. Крещением началось служение Иисуса Христа, с Крещения начался Его Крестный путь.
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему…
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои…
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». (Мф.3:1-3,5-6,11-17)
Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что при Крещения Иисуса во Иордане впервые в истории человечества все три Ипостаси три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Христос Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Иисус Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Иоанн Креститель не знал Христа до того дня? «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33).
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф.3:13-17)
Слово «крещу» по-гречески означает «погружаю в воду». Перед пришествием Христа на землю, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис. 53:4). И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни.
Преподобный Иоанн Дамаскин писал, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы, наконец, освятить «водное естество» и подать нам пример Крещения. Крещение — начало восстановления первоначального образа Божия в падшем человеке. В воде крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно осуществить свое крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся жизнь.
Праздник Крещения Господня- Богоявления называется также Просвещением, «праздником Светов», и все эти названия вместе наиболее полно отражают суть этого события: Бог являет Себя миру в этот день, чтобы явить людям Свою Троическую сущность, свой Неприступный Свет, чтобы просветить людей, «сидящих во тьме и сени смертней» и спасти падший человеческий род. Это праздник божественного света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает все его естество. Это тот свет, который дает нам Господь в таинстве Святого Причащения, в других таинствах Церкви, а также и в освящении воды.
«Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый : Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее». Святитель Феофан Затворник
В Крещении человек получает прощение грехов. По слову Священного Писания, в Таинстве Крещения человек умирает для греха и воскресает для Бога. С принятием Крещения человек становится членом Церкви Христовой, и ему открыта возможность участвовать в Таинствах. Но чтобы подлинно осуществить свое крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся жизнь.
Ежегодно в этот Праздник мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней Великой Агиасмой («агиасма» — греч. «святыня») — Святыней, как называется она в Церкви. Не подверженная присущим обычной воде процессам распада и гниения, по своим физическим свойствам крещенская вода будет сохранять свои свойства на протяжении года, а то и большего времени. Крещенская вода должна быть в каждом доме православного христианина. Из благоговения к святыне обычно принимают крещенскую воду натощак. Однако в скорбях или болезнях пить ее можно для укрепления в любое время. Святой водой можно также окроплять пищу и жилище.
Будем просить Бога о том, чтобы в День Светов и мы, участвующие в великом водоосвящении, приобщились божественного света, чтобы изменились и преобразились. Ибо именно в этом, в конечном итоге, состоит цель всех таинств, всех обрядов церковных, цель всей нашей христианской жизни.
Тропарь Крещения Господня
глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.Кондак Крещения Господня
глас 4
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.