25 февраля — Неделя о мытаре и фарисее.
Расписание богослужений
Евангельские Чтения
Утр. — Ев. 5-е, Лк. 24:12-35
Лит. — 2 Тим. 3:10-15, Лк. 18:10-14
25 февраля — Неделя о мытаре и фарисее.
Подготовительный период к Великому посту начинается Неделей о мытаре и фарисее (25 февраля) и завершается Прощёным воскресеньем (17 марта).
- Неделя о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14) – 25 февраля.
- Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) (25 февраля — 2 марта).
- Неделя о блудном сыне (Лк.15:11-32) – 3 марта.
- Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 9 марта.
- Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 10 марта.
- Седмица сырная (масленица), «сплошная» (11 марта — 17 марта).
- Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.
Прощёное воскресенье (Мф.6:14-21) – 17 марта.
- Великий пост (18 марта – 4 мая).
- 28 апреля — Вход Господень в Иерусалим. Начинается Страстная седмица.
- 5 мая— Пасха.
Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту.
В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6)
Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2:7).
«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» (Лк. 18:14)
Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.
Неделя о Мытаре и Фарисее — в православном церковном календаре относится к Сплошным Седмицам — пост отменяется даже в среду и пятницу. Таким образом даже церковные правила напоминают нам о недостаточности соблюдения правил.
Кондак Недели о мытаре и фарисее
глас 3
Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся. Нас бо ради воплотися, Бог сый Отцу собезначальный.