Осторожно — масленица!

Вот и наступила сырная седмица, в нашем народе называемая масленицей, и мы с вами готовимся приблизиться к вратам Святого Великого Поста. Но какими мы должны предстать пред этими вратами? Что должно измениться в нас, чтобы мы могли достойно войти в них? На этот вопрос Святая Церковь отвечает нам своим особым молитвенным настроем, выраженном в богослужениях этой седмицы. Здесь слышатся: и плач об утерянном рае, о грехе, затворившем для нас входы в вечную Жизнь, и слезы покаяния, и восхищение Божиим долготерпением. Все это, вкупе с воспоминаниями о том, что за все мы понесем ответ пред Богом на Страшном Суде, вызывает в душе непреодолимое желание отбросить зло, объявить ему войну, изменить свою жизнь и обратиться к Истинному Свету, непреодолимое желание Подвига…

Мы знаем, что воины долго готовятся к сражениям, изучают врага, совершенствуют свое ратное мастерство. Так и Церковь дает нам эти дни, чтобы мы могли достойно подготовиться к тяжелейшей схватке с нашими страстями, пороками, грехами. «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2Тим.2:4), так и мы должны отбросить от себя всю жизненную суету, захватывающую и поглощающую нас, и с решительным желанием совершения достойного служения Богу, вступить во врата Великой Четыредесятницы. Поэтому  в храмах в эти дни мы слышим любимую нами покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, призывающую Господа помочь нам избавиться от греховных устремлений, сделаться чище, добрее и совершеннее в отношении к нашим ближним и к Самому Богу. В среду и пятницу этой недели Литургии не бывает, а сама структура богослужения сложена по великопостному чину.

Итак, Церковь призывает нас к готовности к изменению, к готовности к преображению, к готовности к Воскресению. Но так ли мы проводим эту неделю, так ли духовно ощущаем эти дни, как должны? Еще совершенно не остыли, не изгладились из памяти слова Священного Писания, напоминающего нам о Страшном  Суде, о достойном воздаянии каждому по делам его, как вокруг нас начинает кипеть атмосфера праздника, никем не объяснимой радости. Безудержные гуляния, страшные языческие обычаи, которым, казалось бы,  в наш просвещенный век, и места не должно находиться… Но, однако, все это с оглушительным размахом, с неистовой силой высыпает на улицу в эти дни под прикрытием «духовного возрождения», и именуясь «русской культурой». Конечно мы считаем себя высокоинтеллектуальными просвещенными людьми, но так ли это на самом деле? Возвращение к язычеству, странные магические обряды и ритуалы, расхлябанность и разгульная вседозволенность полностью перечеркивают всю нашу образованность и просвещенность.  Стоит здесь вспомнить слова святителя Тихона Задонского, который писал:  Вот теперь видите, что такое сырная седмица, и как противно христианству поступают те, кто проводит ее в пьянстве и других бесчиниях; посему, чтобы проводить ее по-христиански, должно поступать так, как приказывает святая Церковь, а именно: отложить все вкрадшиеся непристойные забавы и оставить злой обычай, памятуя Страшный Суд Христов, и воспоминая праотеческое падение и все бедствия, от того последовавшие».

Но есть радость, в которой мы не должны себе отказывать. Это радость от того, что в эти дни мы можем быть ближе к нашим родным, по замечательному русскому обычаю, пригласив их на блины. Это радость от того, что мы можем накормить, согреть, помочь, утешить бездомных, больных и нуждающихся в нашей поддержке людей. Это радость от того, что мы можем поделиться частичкой своего тепла, вызвать добрые эмоции или просто облегчить жизнь. И люди видя наши добрые дела будут прославлять Отца нашего Небесного (Мф.5:16). И это будет той радостью, которой мы должны наполнить эту неделю, подготавливающую нас к Великому Посту.

Д. Гатин

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com