14 июня — День памяти преп. Иустина Поповича (1979)

141 июня — День памяти прп. Иустина Поповича, Челийского (1979). (Серб.)

Архимандрит Иустин (в миру Благое Попович ) (1894-1979) – один из величайших деятелей Сербской Православной Церкви ХХ века. Священнослужитель Сербской Православной Церкви, доктор богословия, архимандрит. Прославлен в 2010 году в лике преподобных.

Родился 6 апреля 1894 года в Варне в семье священника. В честь рождения в день Благовещения Пресвятой Богородицы при крещении был наречён именем Благое. В 1905—1914 годы обучался в семинарии святого Саввы Сербского в Белграде.

1 января 1916 года принял монашеский постриг с именем Иустин в честь священномученика Иустина Философа. После принятия монашества был направлен в Санкт-Петербург для обучения в Духовной академии. В июне 1916 года Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет (обучался в нём до 1919 года). Из Англии отправился в Афины, где на Богословском факультете Афинского университета работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому» (защитил её в 1926 году). С 1921 года преподавал в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию.

В 1922 году был рукоположен во иеромонаха. В 1930 году был назначен помощником епископа Битольского Иосифа, начал миссионерскую деятельность в закарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве). Был кандидатом в епископы возрождённой Мукачевской епархии, но отказался. С 1932 года профессор Битольской семинарии, преподавал догматическое богословие. В 1934 году стал доцентом догматического богословия Белградского университета. Стал одним из основателей, созданного в 1938 году Сербского философского общества.
В мае 1948 года стал духовником женского монастыря Челие близ Валево, где прожил до конца своих дней. Преставился ко Господу, как и родился, в праздник Благовещения в 1979 году, был погребён в монастыре Челие.

В 2010 году канонизирован Сербской православной церковью.

Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».

• Избранные цитаты из творений преподобного Иустина Поповича.

1. О любви. 
Любовь – это единственное равенство, возможное на земле: равенство человека с человеком, человека с лилией; воробья с человеком; равенство всего со всем, всего на земле со всем, что на небе; равенство всеобщее, ибо оно на Боге основано, а Бог един на небе и на земле, в лилии и в человеке. Богом мы равны через любовь.

2. Страдание оправдывается Воскресением. 
Страдание – это отрицание жизни, отрицание смысла; страдание отрицает жизнь, человека, – так говорят все Петровы ученики, не ведующие воскресения (ср.:Мф.16:22). Достоевский в страдании видит утверждение, самое глубокое, человеческое – жизни. Оправдание жизни. («В пытке корчусь, но я есмь»). Оправдание страдания возможно только воскресением; воскресение – единственное око, провидящее тайну смерти; вхождение в вечность. Как возможно оправдание страдания для тех, которые завершаются гробом, не идут далее, все сливаются в него?

3. О действии греха. 
Грех? – Человек захотел и попытался стать с помощью дьявола Богом. Обманул самого себя: сознательно оставаясь на богоустановленной цели – обожение, становление богочеловеком, он практически стал причастен дьяволу, дьяволочеловеком – внес в себя силу смерти, соделывающую дьяволом. Отсюда распад человеческой личности: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30)

4. Целостный человек. 
Это человек слившейся с целомудрием, стяжавший и хранящий целостность и здравость ума. «Исцели душу мою, яко согреших Тебе»: грех разбивает, рассеивает душу, личность человеческую. Только удалением греха из души человек «исцеляется», становится целым, самим собой, целостным. Отсюда – только безгрешным Богочеловеком человек совершенно целостен. И все Им исцелены; церковь – врачебница. Весь смысл Богочеловеческого домостроительства спасения – это восставить целостность личности человека, которую он имел до падения. Средства – церковь, святые таинства и все, что в ней. Об этом целостном, полноценном человеке говорит и святой апостол Иаков:«Чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:4). (Во время последней войны).

5. Блаженны нищие Духом. 
По духу святых отцов: нищета духа потому блаженство, что она постоянно жаждет обогатиться и непрестанно обогащается Духом Святым, а Дух Святой и есть Царство Небесное; богоподобная природа духа человеческого по самой своей природе устремлена к Богу, алчет и жаждет Святого Духа, поэтому жизнь христианина – это не что иное, как непрестанный день Святого Духа. Нищий духом богатится Духом Святым. – Как? – С помощью святых тайн и святых добродетелей.

6. Бессмертность. 
У нас, христиан, все вечно: вечна душа, вечно и тело – Воскресение Господа Иисуса Христа это являет и доказывает. Вечно наше добро, вечно и наше зло: свидетельство и доказательство сему – богатый и Лазарь. Все у нас бессмертно, и мы бессмертны – все христиане, а прежде всего монахи. Кто такой монах? Он – не имеющий смерти на земле: живет только бессмертным и вечным, ради бессмертного и вечного.

• Из размышлений преподобного на тему: «Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых»»

Вера в Господа Христа соединяет человека с вечным Господом, Который по мере веры человека разливает в душе его вечную жизнь, и он ощущает и сознает себя вечным. Притом тем больше, чем больше человек живет по той вере, которая ему постепенно освящает благодатными божественными силами душу, сердце, совесть, все существо. Соразмерно вере человека растет и освящение естества человека. И чем святее человек, тем в нем все сильнее и живее становится и ощущение личного бессмертия, и сознание своей вечности, и вечности каждого [человека]. Действительно, настоящая жизнь человека начинается его верой в Господа Христа, которая всю душу, все сердце, весь ум, всю крепость его предает Господу Христу, и Он их постепенно освящает, преображает, обожает. И через это освящение разливает по нему благодатные силы божественные, которые дают ему всемогущее ощущение и сознание личного бессмертия и личной вечности. В самом деле: наша жизнь настолько есть жизнь, насколько она во Христе. А насколько она во Христе, она показывает своей святостью: чем святее жизнь, тем она более бессмертна и вечна. Противоположна этому смерть. Что такое смерть? Смерть это созревший грех; а созревший грех есть отъединенность от Бога, в Котором единственно жизнь и источник жизни.
(По материалам сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)

Тропарь преподобному Иустину (Поповичу) Челийскому, глас 8 
Православия сладость, нектар премудрости, отче преподобне, излиял еси в сердца верных яко богатство: житием своим и учением показался еси живая книга Духа, Иустине Богомудре, моли Христа Бога Логоса да оло́госит тя почитающих.

Кондак преподобному Иустину (Поповичу) Челийскому, глас 4: 
Яко Божественную лествицу обретохом Иустине преподобне, твоя Боженственная поучения, к небеси ны возводящия, якоже учил еси, житием вообразил еси. Тем ти зовем: радуйся, православный философе Истины.

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com