27 апреля — ЛАЗАРЕВА СУББОТА. Воскрешение праведного Лазаря.
Расписание богослужений
Евангельские Чтения
Евр. 12:28-13:8, Ин. 11:1-45
Литургия св. Иоанна Златоуста.
Вечером в субботу за всенощным бдением совершается освящение ваий.
На трапезе разрешается вкушение рыбной икры.
27 апреля — Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый
В субботу седмицы ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому суббота называется Лазаревой. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Христа Спасителя и как удостоверение в Воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. Эта мысль выражена в тропаре: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…»
СИНАКСАРЬ В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ
Ты плачешь, Иисусе, — это от человеческой природы,
А друга воскрешаешь — Божественной (Твоею) силой.
В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.
Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11:11,14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11:18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11:21-22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11:34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11:39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11:43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.
Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий; пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса.
Китий — город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака.
Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.
Праздновать же в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после сорокадневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн, в то время как другие евангелисты опускают, — ведь (при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть.
Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем — около 41 г.; Марком — 46 г.; Лукой — 61—62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х.
Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.
Лазарома (евр.) — погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших.
Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и погребальная одежда называется таинственным словом лазарома, — чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить вечно, воскреснув при последней трубе.
Христе Боже, молитвами друга Твоего Лазаря помилуй нас. Аминь.
Кондак Лазаревой субботы
глас 2
Всех радость Христос,/ Истина, Свет, Живот и мира Воскресение,/ сущим на земли явися Своею благостию,/ и бысть образ Воскресения,// всем подая Божественное оставление.Тропарь Лазаревой субботы
глас 1
Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.