30 октября — Память пророка Осии (820 до Р.Х.)
Расписание богослужений
Евангельские Чтения
Утр. — Ев. 9-е, Ин. 20:19-31
Лит. — Гал. 1:11-19, Лк.8:5-15
(Кол. 3:17-4,1; Лк. 9:44-50). «Кто примет Меня тот принимает Пославшего Меня», сказал Господь: а Пославший Его — Бог, следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога исповедует, а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует. Скажешь: я исповедаю Христа великим, премудрым, всемирным учителем. Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе, что Он и Отец едино суть, единого Божеского естества лица, раздельные но единочестные и сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно, что не исповедует Его, а не будучи исповедником Его, не исповедует и Отца, не исповедует Бога. Потому, каким богочтецом ни выказывай себя, ты не богочтец, когда не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным, нас ради воплотившимся и Своею крестною смертью нас спасшим. Не все одно какого Бога исповедать, лишь бы исповедать: поклонявшиеся солнцу и звездам, или вымышленным существам, не называются богочтецами, потому что не то считали Богом, что есть Бог. Так и тот, кто Господа не исповедует, не богочтец, потому что не того Бога исповедует, который истинный Бог. Истинный Бог не есть без Сына совечного и собезначального. Потому, коль скоро не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога истинного. Какая цена твоего исповедания — один Бог рассудит, но так как нам Бог открыт Богом истинным, то помимо этого откровения нельзя иметь Бога истинного.
30/17 октября — День памяти пророка Осии (820 до Р.Х.)
Святой пророк Осия происходил из колена Иссахарова. Он жил в IX в. до Рождества Христова в царстве Израильском и был современником святых пророков Исаии, Михея и Амоса. В то время многие его соплеменники, забыв Истинного Бога, поклонялись идолам. Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен Ассирийский.
По указанию Господа он совершает нечто «невозможное» для пророка Божия, скандальное, нечто такое, что не может оставаться незамеченным — берет в жены блудницу, распутную женщину (брак как подобие союза, завета Бога и народа Израиля), заботится о ней, хранит ей верность. Он дает рожденным ей детям странные имена: мальчик Ло-Амми, что значит «не мой народ», девочка Ло-Рухама, то есть «не помилованная». Зачем всё это? Господь говорит Осии: «Ступай, по-прежнему люби ту женщину – любовницу другого, прелюбодейку, как любит Господь сынов Израиля, а они глядят на чужих богов». И всё, что рождается от такого блуда, не похоже на народ Божий, и не вправе ждать милости от Него.
Почти за 1000 лет до пришествия Спасителя святой пророк, по наитию Святого Духа, предсказал:
?Что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства — «Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни.» (Ос. 3:4-5).
? Что по всей земле распространится истинное Богопознание — «И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты — Мой народ», а он скажет: «Ты — мой Бог!»» (Ос. 2:20-23).
? Говорил Осия и о Христе, что Он возвратится из Египта —«На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего.» (Ос. 11:1; сравни Мф. 2:15).
? Что Он тридневно воскреснет — «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его. Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне. Галаад — город нечестивцев, запятнанный кровью. Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости. В доме Израиля Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль. И тебе, Иуда, назначена жатва, когда Я возвращу плен народа Моего.» (Ос. 6; сравни 1Кор. 15:4),
? и победит смерть — «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14; сравни 1Кор. 15:54-55).
Пророчества святого Осии включены в число книг Священного Писания. Пророческое служение святого Осии продолжалось более 60 лет.
В глубокой старости скончался Богодухновенный пророк Осия, всю свою жизнь посвятивший исполнению воли Божией.
Тропарь пророку Осии
глас 2
Пророка Твоего Осии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак пророку Осии
глас 2
Правыми стезями последуя заповедем Господа Твоего, пророче Осие,/ исполнился Духа Святаго/ и, прием дар пророчествия,/ провозгласил еси Израилю Христово, хотящее в последняя лета быти пришествие,/ обличая заблуждшия люди от пути праваго/ и наставляя на путь, ведущий в Вышний Иерусалим,/ идеже ныне; предстоя,/ молися непрестанно о всех нас
Ин кондак пророку Осии
глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Осие славне.
Величание пророку Осии
Величаем тя, пророче Божий Осие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.