Устройство храма

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Псалом 121).

Поистине, как драгоценные жемчужины, украшают землю православные храмы! Как часто мы смотрим на них, любуемся их величием и благолепием, восхищаемся красотой внутреннего убранства… А сколько раз мы, обуреваемые житейскими трудностями, приходили в храм, проливали слезы, и находили помощь и утешение в святых стенах Божиих Церквей! Невозможно переоценить значимость храма для верующей души. Именно здесь человек восстанавливает свой Божественный образ, приобщаясь Христу. Одновременно с этим только в храме человек начинает осознавать себя членом тела Христова, не теряя своего индивидуального своеобразия, органически входит в состав сложного церковного организма: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:12-13). Все это предает храму особое значение. Поэтому и его устройство не может быть простой композицией архитектурных решений. Каждая деталь в храме имеет особый духовный смысл и призвана помочь человеку ощутить близость Царства Божиего не только духовными очами, но и телесными.

Начало и преумножение храмов Божиих

Из Священного Писания нам известно, что изначально места истинного богослужения были избираемы и устраивались по указанию Божию: «Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; Но на том только месте, которое изберет Господь в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедаю тебе» (Втор. 12:13-14). Первым же храмом Единому Истинному Богу явилась скиния – походный храм, сооруженный пророком Моисеем по повелению Божию, во время исхода избранного народа из земли египетской: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их. Все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх. 25:9). Скиния состояла из трех отделений: двор, святилище и Святое Святых. Во двор входил народ для молитвы. Во дворе стоял жертвенник, на котором приносили жертвы, и стояла медная умывальница. Во святилище же входили священники. Здесь находился стол с двенадцатью хлебами, золотой семисвечник и алтарь кадильный, который представлял из себя жертвенник, на котором священники воскуривали фимиам. Во Святое Святых, которое отделялось от святилища завесой, мог входить лишь первосвященник и только один раз в год. Во Святом Святых стоял ковчег завета, представляющий из себя ларец, сделанный из дерева и украшенный внутри и снаружи золотом, с золотой крышкой, на которой были изображены два херувима. В ковчеге завета хранились скрижали с заповедями, чаша с манною, жезл Ааронов, а впоследствии и священные книги.

В это же время были избраны священные лица (первосвященники, священники, левиты) и установлен строгий порядок совершения богослужений. Впоследствии, по образцу скинии, премудрым царем Соломоном было воздвигнуто великолепное здание Иерусалимского храма. После того, как вавилонский царь Навуходоносор разрушил его, был создан второй Иерусалимский храм, который впоследствии не избежал той же участи. Вот как описывает его еврейский историк Иосиф Флавий:  «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» [1].

Как свидетельствует Евангелие, во время земной жизни Господь наш Иисус Христос часто посещал Иерусалимский храм, проповедовал в нем, заботился о благоговейном поведении верующих. Также поступали и Его Божественные ученики. Книга Деяний апостольских повествует нам о том, как первые христиане «каждый день единодушно пребывали в храме… хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2: 46-47).

Собственно, начало христианских храмов для общественного богослужения указано Самим Спасителем, по повелению Которого, ученики приготовили для совершения Тайной Вечери особенную «горницу большую, устланную, готовую» (Мк. 14:15). А после Вознесения своего Учителя, в горнице апостолы «пребывали… единодушно в молитве и молении» (Деян. 1:13-14) и получили обещанного им Святого Духа (Деян. 2). В то же время появились особые места для собрания христиан, чаще всего ими были дома членов общины, где преломляли хлеб (Деян. 2:46), т.е. совершали Евхаристию. Когда язычники воздвигли гонения на христиан, и совершать богослужения открыто, стало невозможно, тогда христиане стали проводить богослужения на тайных собраниях, главным образом в катакомбах, подземельях. Там скрывались они от гонителей, там погребали умерших, там устраивали и храмы.

Как особые здания, христианские храмы стали строить с  IV века, после прекращения гонений на Церковь.

Внешний вид храма

Храм – это Дом Божий, Дом молитвы (Лк. 19:46). В нем, по слову блаженного Симеона, архиепископа Солунского: «все свято, все действенно, врачует и спасает благодатию». Подобно тому, как ковчег спасал Ноя и его род от бурных вод потопа, так Церковь спасает верующих от греховного потопа, захлестывающих волн житейского моря, препровождает нас от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного. Вследствие понятия о храме, как о ковчеге спасения, большое распространение получили храмы прямоугольной формы в виде корабля. Такой тип соответствует Постановлениям апостольским, предписывающим созидать храм «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим» [2]. Такие храмы, с выдвинутыми на восток закругленными выступами алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри,  преобладали в византийской храмовой архитектуре.

Впоследствии, появился другой тип храма – крестово-купольный. Основание храма в виде креста напоминает нам о том, что спасение человечества совершено через Крест, что Крест Христов является основой Церкви, ибо через Крест она получила жизнь и силу. Также храм устраивается в виде круга, что напоминает нам о вечности Церкви; в виде восьмиугольника  (звезды), изображающего, что Церковь, подобно звезде, сияет благодатным светом Христовым. А также в виде квадрата (четверика), означающего что с четырех сторон света,  в Церковь приступают люди, и для всего мира она является прибежищем и спасением. Однако, в независимости от внешней формы храма, духовное значение ковчега спасения  сохраняется в любом случае.

Храмы Божии очень часто именуются церквами. Это присуще не только русскому языку: например, в греческом языке словом «экклесиа» (что в переводе означает «собрание» или «призываю на собрание»), с апостольских времен называлась как вся христианская Церковь, так и отдельные местные общины христиан и даже просто верующая семья. Язык Священного Писания Нового Завета одним  и тем же словом обозначает любое собрание, любую совокупность верующих во Христа людей – от нескольких человек до всей полноты Вселенской Церкви, что соответствует словам Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). «Церковь… так именуется потому, что она всех созывает и друг с другом соединяет»,— говорит св. Кирилл Иерусалимский [2]. О верующих, как «званных» неоднократно говорит Писание. Поэтому слово «Церковь» в филологическом смысле означает общество людей, которые услышали призыв Господа ко спасению и последовали ему.

Когда же появились храмы, в современном понимании этого слова, они стали называться тождественным «экклесии» словом «кириаки», «кириакон», что в переводе с греческого означает «Дом Господень» или «Жилище Господне».

Основные элементы храма

Теперь давайте приблизимся к храму и посмотрим наверх. Здесь, на самой вершине купола красуется знамя нашего спасения – Крест Господень. «Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота Церкви, крест — верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва» — восхваляет Православная Церковь Животворящее Древо. На кресте Господь принял вольные муки и даже смерть ради нашего спасения. Бывшее некогда орудием проклятия, Древо Крестное, освободило от проклятия и спасло от смерти род человеческий  и стало нашей славой ибо «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Так говорит Священное Писание: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой, — ибо написано «проклят всяк висящий на древе», — дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:13-14). «Благодаря распятию на кресте, — пишет иерей Даниил Сысоев, — Христос распространил благословение Авраамово и через него силу Святого Духа на язычников, то есть нас, тогда должны были сбыться и такие слова Исайи: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой Его будет слава. И будет в тот день, Господь снова прострет руку Свою… И поднимет знамя язычникам» (Ис. 11,10-12). Поэтому и Церковь Господа поднимает над местами своих собраний знамя Своего Жениха — крест. Предвидел это и премудрый Соломон, когда говорил про православную Церковь, что Она «грозна, как полки со знаменами» (Песнь 6,4)» [3].

Мы видим, что крест водружен на куполе. Храм является символом Церкви, Глава которой Христос. Поэтому и храмовое здание увенчивается символом Господа Знаменосца – куполом, который, в свою очередь, стоит на подставке, называемой шеей. Посредством шеи глава соединяется с телом. Это есть образ апостолов и их преемников, посредством которых мы, православные, имеем общение со Христом. Эту мысль очень четко выразил в своем послании апостол Иоанн Богослов: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1:3). Поэтому без прямого апостольского преемства, хранимого Православной Церковью, общение с Богом невозможно.

Количество глав на храме может быть различным: как одна, так и несколько. По распространённой традиции, православные храмы могут иметь:

1 купол — символизирует  Господа Иисуса Христа;

2 купола — два естества Христа (Божественное и человеческое);

3 купола — Пресвятая Троица;

5 куполов — Христос и четыре евангелиста;

7 куполов — семь Вселенских соборов, семь Таинств христианских;

9 куполов — девять чинов ангельских;

13 куполов — Христос и 12 апостолов.

Кокошники и закомары. А теперь давайте устремим свои взоры на эти, подобные ангельским крыльям, элементы внешнего убранства храма. Здесь сбываются слова апостола: «Вы приступили к горе Сиону (поэтому и имеет крыша храма вид горы) и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах (этот собор ангелов и людей и изображается закомарами), и к Судии всех Богу (символизируется куполом), и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю Нового Завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (все это есть в православном алтаре)» (Евр. 12:22-24). Мы видим, как эти слова Священного Писания изображены символическим языком на наших храмах.

Вот теперь посмотрим на стены. Здесь могут находиться вертикальные выступы — лопатки, также являющиеся древнейшим элементом внешнего убранства храма и ведущие свое начало от столбов скинии (Исх. 26).  Помимо своей декоративной значимости, они являются важным конструктивным элементом, служащим для усиления стены и символизирующим святых и ангелов молитвами которых существует мир (Гал. 2:9).

Окна. «И сделал Соломон в доме окна решетчатые, глухие с откосами» (3 Цар. 6:4). Окно — символ Откровения Божьего света, а решетка – знак того, что оно еще не совершенно, «ибо мы отчасти знаем» (1 Кор. 13:9). Символизм этот уходит своими корнями в Библию: «Вот, Он стоит у нас за стеною — говорит Невеста о Христе, — заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку» (Песнь 2:9).

Портал – врата храма, про которые пророк и псалмопевец Давид восклицает: «Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 117:18-19).

Устройство православного храма

А теперь давайте войдем в Дом Господень, поклонимся ко храму святому Божию! «Ты древле в Синаи скинию нерукотворенну показал еси боговидцу Моисею, прописуя Христе Церковь Твою» — поется в каноне на обновление храма. В святоотеческом наследии часто встречается сравнение православных храмов с ветхозаветной скинией. Также в Постановлениях апостольских мы можем увидеть, что ветхозаветная скиния называется образом Церкви христианской [4]. Подобно ветхозаветной скинии и храму Соломонову, устроенным по указанию Самого Бога (Исх. 25:40), христианский храм обычно разделяется на три части: притвор, собственно храм, где стоят молящиеся и алтарь.

Каждый храм освящается во имя Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа, Матери Божией, святых или какого-либо события священной истории.

Алтарь

Безусловно центральным местом в храме является алтарь. Само слово «алтарь» переводится как «возвышенное место, возвышение». По словам блаженного Симеона Солунского: «алтарь образует собой Святое Святых, сущее превыше небес и небо» [4]. Алтарь, как и Святое Святых в ветхозаветной скинии, символизирует собой Царство Небесное, горний мир, где обитает Бог в непреступном свете Своей славы, а также – земной рай, где жили наши прародители и, наконец – те места, где Господь проповедовал, установил Тайную Вечерю, где страдал, претерпел крестную смерть, где было Его Воскресение и вознесение на небеса.

Православные храмы всегда устраиваются алтарем на восток. Поясняя это, преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Итак, как Бог есть духовный свет (1 Ин. 1:5) и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4:2) и Востоком (Зах. 3:8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток. Все прекрасное должно посвящать Богу, от Которого щедро изливается всякое благо. И божественный Давид говорит: царства земные, пойте Богу, воспойте Господу, — Восшедшему на превысшее небо, на восток (Пс. 67:33-34). И еще Писание говорит: насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2:8) и выслал Его Господь Бог из сада Едемского (Быт. 3:25), без сомнения, на запад. Итак, отыскивая древнее наше отечество и устремляя к нему взоры, мы покланяемся Богу. И скиния Моисеева имела завесу и чистилище на восток; колено Иудино, как имевшее предпочтение перед другими, располагалось на восток. И в знаменитом храме соломоновом врата Господни находились на востоке. Но и Господь распятый взирал на запад, и таким образом мы покланяемся, устремляя к Нему свои взоры. И восходя на небо, он возносился к востоку, и так Ему поклонились апостолы, и придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11), как сказал и Сам Господь: как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие сына Человеческого (Мф. 24:27). Итак, ожидая Его пришествия, мы покланяемся на восток. Таково же и незаписанное предание апостолов. Так как они многое передали нам без писания» [5].

Алтарь устраивается выше других частей храма ступенью, двумя или более; таким образом он становится видимым для предстоящих в храме и своим возвышением указывает, что он знаменует собой горний мир. Возвышение это называется солея (греческое σολέα, происходит  от латинского solium, что означает «престол», «трон»). В центре солеи, напротив царских врат, располагается амвон (в переводе с греческого языка это слово переводится как «восходить»). На амвоне произносятся особые молитвословия, читается Евангелие, народу Божию с амвона преподается Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную. Также с амвона священнослужители обращаются к пришедшим в храм людям с проповедью. На солее (по краям) располагаются клиросы – места, на которых во время богослужения находятся певцы и чтецы. Впрочем, клирос может располагаться и в средней части храма.

В центре алтаря располагается престол  – самое святое место во всем храме. Престолом называется освященный четырехугольный стол. Он знаменует собой невещественный Престол Божий, и на нем таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Также престол часто называется трапезой или жертвенником, так как на нем возносится жертва бескровная и совершается высочайшее таинство Евхаристии (Причастия Тела и Крови Христовых). «Страшная трапеза посреди святилища, — говорит блаженный Симеон Солунский, — являет гроб Христов, таинство страдания и место Воскресения Христова. Здесь Спаситель и почивает как Бог, и закалается, как человек, и потому предлежит здесь посреди всех, и созерцается Своими Ему (т.е. верными чадами Христовой Церкви – Д.Г.), и вкушается. Потому она и называется трапезой, что на ней предлагается всем Иисус – животворящая Пища и Хлеб» [4].

Престол освящается преемником апостолов чрез помазание святым Миром также как это было и в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне» (Исх. 30:22-30).

Так как престол знаменует и гроб Господень и Престол Божий, то он облачается в две одежды. Нижняя белая одежда называется «срачица», что в переводе с церковнославянского языка означает «сорочка», «рубашка». Она изображает собой плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя. Верхняя одежда, «индития» (в переводе с греческого — одеваю), делается из драгоценной блестящей ткани и символизирует славу Престола Господня.

Престол является особенным местом присутствия славы Божией и прикасаться к престолу могут только священнослужители. Над престолом стоит Ангел Божий и возносит молитвы верующих. Подобное видел апостол Иоанн Богослов в своем Откровении: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3-4).

На престоле находится антиминс, Евангелие, Крест дарохранительница и дароносица.

Антиминс – освященный архиереем шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Господа Иисуса Христа. В антиминс обязательно зашивается частица мощей какого-либо святого, во исполнение слов Священного Писания, которое говорит: «И когда Он открыл пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9). Мощи святых на престоле храма свидетельствуют о неразрывной связи Господа Иисуса Христа с Церковью, как своим таинственным Телом. Честные останки угодивших Богу людей – это звено, связующее землю с небом – Церковь земную с Церковью Небесной. Нам известно, что в первые века христианства, престолом для совершения таинства Евхаристии служили гробницы мучеников.

Без антиминса совершать Литургию нельзя. Слово «антиминс» означает «вместопристолие», поскольку, по сути, он представляет собой переносной престол. На антиминсе можно совершать Литургию в походном храме или каком-либо другом месте. Николай Васильевич Гоголь в своих «Размышлениях о божественной Литургии» пишет: «Этот антиминс напоминает время гонения христиан, когда церковь не имела постоянного пребывания и не могла переносить с собою престола. Тогда стали употреблять сей плат с частицами мощей, и он остался как бы в возвещение, что и ныне Церковь Христова не прикрепляется ни к какому исключительно зданию, городу, или месту, но, как корабль, носится по волнам сего мира, не водружая нигде своего якоря: её якорь на небесах».

Подобно тому, как главным содержимым ковчега были скрижали завета (Исх. 25:21), и в небесном храме Сидящий на престоле имел в деснице Своей книгу, запечатанную семью печатями, которые снял Агнец закланный (Апок. 5), так и на трапезе, поверх антиминса, полагается Евангелие — новые скрижали завета и раскрытая Книга судеб Божиих. Переплет его обычно украшен изображениями Воскресения Христова, а по углам – четырех евангелистов.

Престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом на кресте; поэтому на престоле всегда находится Крест. «Пред ковчегом завета, — пишет иерей Даниил (Сысоев), лежал жезл Ааронов процветший «в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Бога, и они не умирали» (Числ. 17:10). У нас же на престоле лежит несравненно более великое знамение Сына Человеческого (Мф. 24,30), Животворящий Крест, на котором Сам Бог установил новое священство по чину Мелхиседекову, превзошедшему Аароново священство (Евр. 7)» [3].

Дарохранительница. Священное Писание повествует нам, что главной святыней в Ветхом Завете был ковчег завета. Его же узрел в своем видении и апостол Иоанн Богослов. Такая святыня есть и у нас — на престоле ставится ковчег (ларец), который называется дароханителницей. Она обычно устраивается в виде маленькой церкви, и в ней хранятся Святые Дары – Тело Христа Спасителя, напитанное Его Божественной Кровью — Первообраз манны (Ин. 6:49-51), хранившейся перед ветхозаветным ковчегом (Исх. 16:32-34).

За престолом устанавливается семисвечник. «От престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4:5). Образом этих голосов и громов являются произносимые с горнего места слова Откровения Божия, а семь светильников горящих — это семисвечник, т.е. подсвечник с семью лампадами. За ним, по обычаю, устанавливаются запрестольные крест и икона Божией Матери.

Место за престолом, у самой восточной стены алтаря, называется горним (высоким) местом. «И вот, престол стоя стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр. 4:2-3). Если вы посмотрите на горнее место, то увидите образы всего этого. Вот горний престол, он подобен трону, на нем во время богослужения восседает носитель апостольской благодати епископ, служащий образом Божиим, как имеющий помазание Святого Духа. А над престолом мы видим и икону Самого Сидящего Иисуса Христа, окруженного сиянием славы. «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр. 4:4). Рядом с главным престолом находятся малые сопрестолия, на которых на Литургии восседают пресвитеры — старцы (в переводе с греческого).

Налево от престола, в северо-восточной части алтаря, находится жертвенник (в богослужебных книгах чаще всего именующийся предолжением или столом предложени), созданный подобно его Ветхозаветному прообразу (Исх. 25:23-30). На нем постоянно предлагается Господу «великая святыня» — хлебы предложения «в память, в жертву Господу» (Лев. 24:5-9). В нашей Церкви они называются просфорами, которые приносятся в напоминание Богу о живых и умерших христианах. Чрез них Господь совершил многие чудеса над верными. Но главным предназначением этого стола является приготовление хлеба и вина, используемых для Литургической Жертвы. Во время проскомидии* на жертвеннике воспоминаются рождение и страдание Спасителя, поэтому он знаменует по слову блаженного Симеона Солунского «нищету первого пришествия Христова – в особенности же сокровенную природную пещеру, где были и ясли» [2] а также Голгофу – место крестного Подвига Христа Спасителя.

На жертвеннике, при приготовлении хлеба и вина для евхаристии, употребляются священные сосуды и священные вещи. Это дискос, чаша (потир), звездица, копие, лжица, губа или плат, покровцы.

Святая Чаша или потир, в который перед Литургией вливается вино с водой, прелагаемое за Литургией в Кровь Христову. Она изображает ту чашу, которую Христос Спаситель преподал Своим ученикам на Тайной Вечере. Дискос – блюдо, на котором полагаются частицы, вынутые из просфор, и главная из них – агнец, т.е. та часть просфоры, которая на Литургии по призывании Святого Духа становится истинным Телом Христовым.

Звездица – знаменует собой ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся на земле Спасителю мира. Копие – нож, сделанный наподобие копия, острый с обеих сторон. Изображает копье, которым были прободены пречистые ребра Спасителя (Ин. 19:34). Лжица употребляется для преподания Тела и Крови Христовой верующим. Она знаменует те клещи, которыми серафим взял уголь из алтаря небесного, прикоснулся им к устам пророка Исаии и очистил их (Ис. 6:6). Уголь Тела и Крови Христовой очищает и тело и душу верующих. Покровы употребляются для дискоса и потира.

В правой стороне алтаря, если это бывает возможным, обычно располагается ризница, т.е. помещение, где хранятся священные сосуды, облачения, богослужебные книги и все необходимое для совершения церковных служб.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, т.е. стеною, на которой находятся иконы. «Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, — пишет священник Павел Флоренский — и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий… Иконостас есть явление святых и ангелов… явление небесных свидетелей и прежде всего – Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти» [2].

Устройство скинии предполагало почитательное поклонение, возжжение лампад и каждение перед завесой, покрытой иконами херувимов (Исх. 26:31,35; 30:6-7), которая отделяла Святое от Святого Святых. Сама стена, соединившая эти две части храма возникла уже в храме Соломоновом. «И устроил в задней стене храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир (святилище) для Святого Святых… И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов… Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, и обложил золотом» (3 Цар. 6:16; 29:31-32).

Традиционный иконостас православного храма состоит из пяти рядов икон, увенчанных Крестом. Если вы посмотрите на иконостас, начиная с верхнего ряда икон, и постепенно будете переносить свой взгляд вниз, то перед вами предстанет зримо тот путь, которым Бог ведет человечество ко спасению.

I – Праотеческий ряд иконостаса. Верхний ряд иконостаса — праотеческий, представляет собой ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Пресвятой Троицы в виде трех Ангелов – явление Бога Аврааму, как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы спасении человека и мира.

II – Пророческий ряд иконостаса. Он изображает ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. В руках у пророков свитки с текстами пророчеств о Матери Божией. В центре этого ряда обычно помещается икона Пресвятой Богородицы Знамение в напоминание пророчества Исайи о рождении Спасителя от Девы: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Икона Знамение (Спаситель в виде младенца на лоне Матери Божией) изображает Боговоплощение. Эту икону помещают в центр пророческого ряда для того, чтобы показать непосредственную связь Ветхого и Нового Завета: вся ветхозаветная история явилась подготовкой к приходу в мир Бога, Второго Лица Святой Троицы, ставшего человеком.

III – Деисусный ряд. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре ряда (и в центре всего иконостаса) находится икона Спас в силах, представляющая Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле во всей силе и славе, как Судью живых и мертвых. По сторонам помещаются иконы обращенных к Нему Богородицы, Иоанна Предтечи и святых. Этот ряд изображает молитвенное предстательство Церкви за весь мир, возносимое от начала ее и до Страшного Суда.

IV – Праздничный ряд иконостаса. В нем собраны иконы христианских праздников от Рождества Пресвятой Богородицы до Пятидесятницы и Успения, а также изображения важнейших событий Евангельской истории: Распятия, Положения Спасителя во гроб, Сошествие во ад, приход жен мироносиц ко гробу. Этот ряд изображает новозаветное время как исполнение того, что было возвещено в Ветхом Завете. Иногда этот ряд икон располагается над деисусным.

V – Местный ряд иконостаса. Нижний ряд иконостаса называется местным. По обеим сторонам от Царских врат помещаются иконы Спасителя и Божией Матери. Иногда икона Спасителя заменяется иконой Пресвятой Троицы, как например, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. На боковых (северных и южных) вратах иконостаса изображаются архангелы Михаил и Гавриил, первые диаконы Стефан и Филипп или первосвященник Аарон и пророк Моисей. Первой иконой справа от иконы Спасителя, как правило, является храмовая икона – изображение того праздника или святого, в честь которого освящен храм.

Царские врата иконостаса украшают изображением икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное. Икона Благовещения на Царских вратах напоминает о том, что благая весть о Боговоплощении и спасении, возвещенная Архангелом Гавриилом Матери Божией и проповеданная евангелистами, открывает человеку вход в это Царство.

На солее перед Царскими вратами происходит причащение верующих, поэтому над Царскими вратами помещается икона Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии, соединяющее человека с Богом, вводящее его в вечную жизнь.

Средняя часть храма. Святилищу ветхозаветного храма, соответствует средняя часть православного храма. В святилище никому, кроме священников, входить не разрешалось. В православном же храме стоят все верующие христиане в знак того, что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

На стенах храма и на аналоях (высоких узких столиках с наклонной поверхностью) размещаются иконы. Перед иконами возжигают лампады и свечи, которые ставятся на подсвечники.

«Свечи в память об усопших ставятся на канон (столик с изображением Распятия). Свечи – это символ нашей молитвы за них. Перед этим столом Церковь воскуряет фимиам и возносит молитву за наших умерших братьев. Рядом люди складывают те пожертвования, которые они приносят в память об своих близких. Все это является проявлением нашей любви, которая «никогда не перестает» (1 Кор. 13:8). Ведь «живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем, и потому живем ли или умираем — всегда Господни» (Рим. 14:8), и поэтому наши молитвы, как верит наша Церковь имеют великую силу для умерших, которые сами уже не могут сделать для себя ничего — сами умершие не могут изменить своего положения, но это может сделать всемогущая сила Того, Кто «имеет ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). А Он сказал православным христианам: «И все, чего не попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 20:22). По этому мы и молим Его об наших братьях, тем более помня, что до самого Страшного Суда судьба каждого человека еще окончательно не определена, иначе сам Суд не имел бы смысла…» [3].

Притвор.

На западной стороне храма устраиваются врата, вводящие в притвор. Врата эти называются «красными» потому что обычно украшаются с особым благолепием. Они служат для торжественных выходов из храма и входов в него, например, во время крестных ходов. Притвор соответствует двору ветхозаветного храма, где стоял молящийся народ. В древности в притворе стояли оглашенные (готовящиеся к принятию Святого Крещения) или христиане, кающиеся в совершении тяжелых грехов.

*Примечание:  В переводе с греческого проскомидия означает «принесение». Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит приношение.

Использованная литература:

1. Иосиф Флавий. «Иудейская Война» V, 5:6

http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/voina/05.html

2. Настольная книга священнослужителя. Том IV. Издание Московской Патриархии. М.:1983.

3. Иерей Даниил Сысоев. «Прогулка протестанта по православному храму». http://sysoev2.narod.ru/protestant1.html

4. Протоиерей Григорий Дебольский. «Православная Церковь в ее таинствах, богослужении и требах». Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев: 2011.

5. Преподобный Иоанн Дамаскин. «Подробное изложение православной веры». Издательство «Даръ». М.:2007.

6. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. «Основы православия. Учебное пособие». Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. М.: 2009.

7. Протоиерей Константин Никольский. «Пособие к изучению богослужения Православной Церкви». Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского. М.: 2011.

Составил Д. Гатин

Яндекс.Метрика