Символика и архитектура нашего храма

Страница в разработке…

«Символика и архитектура православного храма на примере храма Александра Невского в Зеленограде», Артемьева Т.М.

Содержание

1. Вводная часть.

Храм — «дом Господень», поэтому он отличен от всякого другого здания. Общепризнано, что самые красивые здания на земле — храмы. Храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Одной из главных и существенных сторон символа является его многозначность. Известный философ С.С. Аверинцев считает, что специфика художественного символа в том, что “он есть знамение, требующее веры, и одновременно, знамя, требующее верности как ответа на призыв Бога». Православный храм — зримое воплощение церковного символизма, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. К домостроительной символике можно отнести также архитектурные формы и детали православного храма, символически отражающие это незримое духовное созидание Тела Христова, а так же уподобление Храма образу Пресвятой Богородицы – одушевленному Храму, в который вселился Господь. Символика архитектуры храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед нами образ этого Царства при помощи видимых архитектурных форм. Непостижимый Бог являет Себя в мире в таких именах, которые имеют отражения в архитектуре храма. Так, Бог именуется как Красота, Любовь, Единство, Свет, Истина, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности и ясности композиции, цельности и узнаваемости форм. Это делает доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного. Говоря о христианской символике, следует отметить, что понимание ее вне Церкви невозможно в принципе. Символика (образность) в церкви занимает обширное место , христианину надобно ее разуметь и проникать умом в сокровенный смысл ее — говорил святой праведный Иоанн Кронштадский, а известный русский искусствовед Евгений Трубецкой называл церковную архитектуру богословием в камне.


1.1. Описание храма святого благоверного великого князя Александра Невского.

Наш храм стоит «при путях». С южной стороны мимо него проходит последняя улица Москвы — Новокрюковская. С северной несутся поезда на Санкт-Петербург и Русский Север. Весь этот непрерывный поток движения людских масс осеняет Крестом храм святого благоверного великого князя Александра Невского. Наш храм — последняя московская церковь для уезжающих из столицы и 1-ая церковь, которая встречает прибывающих в Москву. Не заметить его нельзя. Он словно взмывает в небо, сияя своими белоснежными ризами стен, отороченными медными обрамлениями порталов, увенчанный золотою главою и золотым крестом. Храм, это образ вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В «Символе веры» Церковь имменуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Некоторым образом эти черты Церкви могут быть увидены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощает одноглавый кубический объем нашего храма. Святость Церкви образно выражается белизной стен храма и сиянием золотого купола, которые являются подобием нимба на иконах святых. Соборность и апостольская преемственность выражается, как в иерархическом устройстве самой Церкви, — центричностью композиции, — иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству. Идея Храма настолько необъятна и многопланова, что в каком-то одном произведении архитектуры выразить ее всю целиком невозможно. Если окинуть взглядом основные мировые, общепризнанные произведения православного церковного зодчества, то можно увидеть в каждом из них какое-то особое, замечательное качество, отличающее их от других. Подчас можно проанализировать, за счет чего возникает отношение к ним как к выдающимся произведениям, но по всем этим признакам и качествам невозможно создать алгоритма получения абсолютно совершенного произведения, ибо это прерогатива Самого Бога, действующего через зодчих, творящих по Его воле. Как неповторим по своей внешности каждый человек, носящий в себе образ Единого Бога, также неповторим и каждый храм, имеющий единую пространственную организацию. Семидесятилетний вынужденный перерыв храмостроительства в России и утрата значительного числа древних храмов и монастырей поставили перед современными храмостроителями задачу не только воссоздания утраченных святынь, но и строительства новых храмов, отвечающих задачам Церкви и запросам верующих. Важно помнить, что храмостроительство является служением Богу. От того, как будет отражена в образе храма его идея — Царства Небесного, во многом зависит духовное и молитвенное состояние пришедшего в храм или только ищущего дорогу к храму, и в конечном итоге — их спасение. Вот почему древнерусские зодчие и иконописцы время работы над церковными образами проводили в посте и молитве, укрепляясь помощью Божией.


1.2. Храм как элемент городской среды.

Храм постоянно воздействующий на человека элемент городской среды. Храм всегда рядом с человеком в его повседневной жизни. Церковное здание формирует облик городского района, постоянно напоминает человеку о главном; и окружающая жителя среда приобретает нравственное наполнение. Храм — это Небо на земле. Это место особого обитания Самого Бога. Храм издалека сияет и притягивает к себе, как путеводная звезда, зовущая: «придите ко Мне все труждающие и обраменненные и Аз успокою вас»(Матф. 11:28). Он своим видом не даёт нам забыть о нашем устремлении к Царству Божьему. Храм, как вид искусства, доступен всегда и всем. Все это и ставит храмовую архитектуру в системе видов искусства на 1-е место не только в средние века, но и в наши дни. Наш храм небольшой, но много больше тех храмов Владимиро-Суздальской Руси, прообразом которых он является. Изменение высоты и площади храма связано с увеличением современной численности населения по сравнению численностью населения в средневековой Европе и Руси. Например, численность Парижа в ХШ в. была 25 тыс., а население Новгорода — 30 тыс. человек. Население одного только Зеленограда свыше 200 тысяч человек. Наш храм много выше своих прототипов, потому что среду современного города формируют не деревянные избы и княжеские палаты с горницами, а многоэтажная жилая застройка, среди которой легко бы затерялась церковь средневекового масштаба.


1.2.1. Территория вокруг храма.

Обратим внимание на территорию вокруг храма. Она, как правило, огорожена. Само по себе это тоже символ, означающий отделение Церкви от мира, ограждающее обитель Бога на земле от остального пространства. Но при этом ограда храма Александра Невского легкая, она не скрывает здание церкви от взоров тех, кто пока еще находится «за оградой». Когда мы открываем калитку и входим в эту ограду, то мы оказываемся как бы в Райском саду. Вспомним, как пример, Сретенский монастырь. С загазованной, шумной, вечно стоящей в «пробке» Лубянки, переступив за монастырскую ограду, мы чудесным образом оказываемся среди тишины, цветения и благоухания сада. Мы — в ином мире — среди рая, и нас здесь ожидает Господь. Вот поэтому благоустройству храмовой территории отводится большое место. Наш храм находится еще в процессе строительства и поэтому благоустройство территории является вопросом будущего. Но уже сегодня большое внимание отводится аккуратности газонов и цветочным клумбам.


2. Храм как реплика на храм Покрова на Нерли. Общее и различия.

В наше время возрождения храмов очень важно сохранение драгоценной преемственности, чтобы свеча духовной памяти не угасла, чтобы в ритмах и новых технологиях нашего времени не растерять тот «бисер духовный», который собирали наши боголюбивые предки. Всем, кто хоть немного знаком с древнерусской архитектурой, приходит на ум сравнение зеленоградского храма Александра Невского с жемчужиной Владимо-Суздальского княжества — церковью Покрова на Нерли. Что делает возможным проводить параллели между храмом ХII-го века и церковью ХХI-го века? Между ними пролегло более восьмиста лет… Мы же не сравниваем наш храм с другими памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО, такими как Димитровский собор во Владимире или церковь Спаса на Нередице в Новгороде Великом, которые тоже являются небольшими однокупольными храмами.
Может быть Покровский храм и нашу церковь объединяет «дух места». Храм Покрова на Нерли возведен в память о погибшем старшем сыне владимирского князя Андрея Боголюбского. Наш храм тоже памятник тем, кто держал оборону Москвы в трагическом 41-м году. Храм поставлен на рубеже этой обороны. Может быть их объединяет то, что оба храма стоят на пустынном месте, если можно назвать пустынным место городской застройки. Но ведь, действительно, вокруг нашего храма нет жилых домов. Может быть их объединяет легкость пространственных пропорций и стилистическое единство. Хотя, кто видел Покрова на Нерли, тот знает, как разительно отличается богатый декор фасадов этой церкви от аскетичного фасадного убранства нашего храма. Мы уже отметили, что именно церковь Покрова на Нерли является образцом для нашего храма. Игорь Грабарь такими словами отзывался об этой церкви: она «является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Церковь Покрова на Нерли принадлежит к блистательной эпохе становления и расцвета Владимиро-Суздальского княжества и его аристократической культуры при Андрее Юрьевиче Боголюбском, к «беспокойному, но и светлому утру Владимирской земли». Через сто лет на этой земле родился, а впоследствии и княжил святой благоверный Александр Невский.
Разбор и сравнительный анализ этих двух храмов мы и попытаемся сделать.


2.1. Чем можно объяснить тот факт, что за образец взят храм Покрова на Нерли.

Может быть Покровский храм и нашу церковь объединяет «дух места». Храм Покрова на Нерли возведен в память о погибшем старшем сыне владимирского князя Андрея Боголюбского. Наш храм тоже памятник тем, кто держал оборону Москвы в трагическом 41-м году. Храм поставлен на рубеже этой обороны. Может быть их объединяет то, что оба храма стоят на пустынном месте, если можно назвать пустынным место городской застройки. Но ведь, действительно, вокруг нашего храма нет жилых домов. Может быть их объединяет легкость пространственных пропорций и стилистическое единство. Хотя, кто видел Покрова на Нерли, тот знает, как разительно отличается богатый декор фасадов этой церкви от аскетичного фасадного убранства нашего храма.  Мы уже отметили, что именно церковь Покрова на Нерли является образцом для нашего храма. Игорь Грабарь такими словами отзывался об  этой церкви: она  «является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Церковь Покрова на Нерли принадлежит к блистательной эпохе становления и расцвета Владимиро-Суздальского княжества и его аристократической культуры при Андрее Юрьевиче Боголюбском, к «беспокойному, но и светлому утру Владимирской земли». Через сто лет на этой земле родился, а впоследствии и княжил святой благоверный Александр Невский.

Разбор и сравнительный анализ этих двух храмов мы и попытаемся сделать.

2.2. Сравнение архитектурно-пространственных параметров двух храмов.

2.3. Материал построек.

2.4. Крестово-купольный тип храма.

2.5. Архитектурные и декоративные элементы древнерусского зодчества.

2.5.1. Лопатки.

Те места стены, куда с внутреннего столба была перекинута арка, снаружи усиливается дополнительным утолщением, которое называется в русском зодчестве — лопаткой. В нашем храме лопатки прячутся под водосточными трубами.

2.5.2. Прясла.

Вертикальная часть стены, ограниченная лопатками, называется пряслом. Таким образом, по количеству лопаток на фасадах храма можно судить, сколько столбов внутри.

2.5.3. Закомары.

Полукруглая линия между лопатками, завершающая часть фасада храма, и обычно служащая основанием кровли, называется закомарой.  Выразительное позакомарное покрытие – русская традиция. Закомара происходит от древнерусского слова «комара», что означает «свод».  (Закомарой называют полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней свод, а покрытие называется позакомарным. Позакомарноое покрытие — покрытие по закомарам. Это кровля, уложенная непосредственно по сводам («комарам»). Довольно сложное криволинейное покрытие кровли по наружным поверхностям взаимно пересекающихся цилиндрических сводов, перекрывающих внутреннее пространство здания. Это оформление торцев цилиндрических сводов, которые, пересекаясь, образуют свод храма (коробовый, крестовый). При этом очертания сводов никак не маскируются, кровля встраивается прямо на своды. По количеству сводов фасад церкви имел такое же количество закомар.

 

2.5.4. Своды.

Свод — это пространственная конструкция, покрытие сооружения, образованное выпуклой криволинейной поверхностью. В нашем храме, как во всех кресто-купольных храмах, своды имеют форму полуцилиндров.

2.5.5. Цоколь и стены.

Цоколь — это основание здания. Цоколь приподнимает храм над землей, надо подняться по ступеням, чтобы войти в него. Это тоже символ. Символ надмирности храма. Устремление в горние сферы.Ступени – символ духовного восхождения, лествицы Иаковлевой.

Св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый храм. Если храм есть образ мира, то каждая стена должна соответствовать одной из сторон света и одновременно – той или иной области церковной жизни. Церковь это Невеста  Христова и потому она украшена как белоснежными одеждами, своими стенами. Неброские декоративные элементы дополняют это украшение. Но именно простота оформления фасадов говорят нам о приоритете духовного, т.е. внутреннего, над внешним.

2.5.6. Апсиды

Здание церкви обращено по традиции на восток. Восточная часть –  область света, «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный нами рай был на Востоке, в Едеме (Быт. 2:8). На восток от Иерусалима также расположено место вознесения Христа. Наконец, пришествие будущего Царства Божьего, «восьмой день творения», символизируется восходом солнца, востоком.  Восточная стена храма имеет  апсиды — выступы из плоскости стены. В апсидах расположена алтарная часть храма. В нашем случае мы имеем 3 полукруглых апсиды. Число апсид напоминает нам о Святой Троице. Этому же образу соответствует и 3 окна в центральной апсиде. Она шире боковых. Собственно в ней и располагается алтарь. Высота апсид несколько понижена относительно высоты стены, что облегчает объем храма и увеличивает его устремленность ввысь.

 

 

2.5.7. Порталы и окна.

Окно – «око» Храма. «Светильник для тела есть око.  (Мф. 6:22). Свет — это символ Христова учения, пришедшего с небес. Здесь надо сказать о форме окон. Такие окна, напоминающие бойницы, называются щелевидными. Они наводят мысль на то, что храм это крепость, на  то, что перед нами спасительное прибежище, неодолимое вратам ада. В окна белокаменных храмов вставлялись деревянные оконницы, которые могли заполняться стеклом

Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм  должен иметь три двери как указание на Святую Троицу, а также как указание на то, что Господь ждет нас со всех концов земли. Само название входа — дверь отсылает нас к Евангелию. Христос сказал: «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет» (Ин. 10:9). Порталы, т. е. входы храма имеют перспективную форму, они обрамлены понижающими арками, которые зрительно притягивают нас внутрь храма. Такие перспективные потралы  напоминают нам о соборности нашей церкви, о том, что она созывает, собирает своих чад. Над западным порталом в русской церкви располагается икона, по которой мы можем определить какому празднику посвящена церковь или во имя какого святого она воздвигнута. Входной перспективный портал, широко раскрытый навстречу идущим в храм и призывающий всех войти, резко сужается к двери, как бы напоминая своим устройством евангельские слова Господа: «Входите тесными вратами, потому, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:13-14).


Уступы сужающегося портала – знак тех ступеней очищения и уготовления души, которые проходит каждый человек, приходящий к вере и Церкви.   Ступени – символ духовного восхождения, лествицы Иаковлевой (У входа в храм – столп Ивана Великого – тридцать три ступеньки, что соответствует числу «ступеней» глав основного сочинения Св. Иоанна Лествичника, которой была посвящена Церковь[81] .Валики – небольшая, но очень распространенная архитектурная деталь, которая присутствует почти во всех профилях закомар, кокошников, наличников, порталов, карнизов, цоколей, которые часто раскрашиваются косыми полосками красного, белого, синего, зеленого цвета и имитирующих плетеную веревку («вервь»).приближалась к шлемовидной.

2.5.8. Купол и барабан.

Верх храма над сводами называется главой. Она состоит из основания, которое иногда называют «трибун».Основание главы есть символ Евангелия, распространения всего христианского учения на четыре стороны света, просвещение ими всего мира. Далее «шея» (в искусствоведении «шею» верха принято называть «барабаном». Если барабан имеет окна, то такой барабан называется световым. Барабан увенчан куполом. Если храм, как наша церковь, одноглавый, то он символизирует собой Христа — главу церкви. Наш храм посвящен св.бл. Александру Невскому -великому защитнику нашей земли и стоит на земле, которая обильно полита кровью наших отцов и дедов — защитников Москвы, поэтому, можно сказать,что он увенчан куполом, напоминающим нам о воинских шлемах.Такой купол называется  шлемовидным.  Такое название отсылает нас к воспоминанию о том, что наша земная церковь есть церковь воинствующая, в отличие от небесной церкви — торжествующей. Для кровель использовали тес, но, может быть, и свинцовые доски («олово» летописей). Шлемовидные главы покрывались красной аравийской медью с позолотой. Неизвестно, каким было в древности покрытие главы церкви Покрова, форма же ее, как предполагают исследователи, …

2.5.9. Крест.

Купол храма увенчан крестом – главным христианским символом. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Крест XII в. с крестопохвальной надписью. Находился в Боголюбове, вблизи церкви Покрова на Нерли.
Крест — церковное украшение,
Крест — царям держава,
Крест — верным утверждение,
Крест — ангелам слава,
Крест — демонам прогонитель.

Вид креста напоминает нам о Св. Троице: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа.
 Середина креста являет собой соединение Божественного (вертикаль) и земного (горизонталь).
И полумесяц в нижней части креста имеет множество значений.
Единственное, чего он никогда не символизировал, так это победу Христианства над Исламом, как ошибочно думают многие. В Россию полумесяц, или как его называют «цата», пришел из Византии, где с древнейших времен он был государственным символом,  цата символизировала царскую власть.3. Цата — (как на кресте Дмитриевского собора во Владимире. Подробнее см. об этом М. и Т. Кудрявцевы «Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм») – форма в виде полумесяца, но представляющая собой почти целый круг, ничем не напоминая концов якоря. Аналогии этой формы можно найти в подвесных цатах, украшающих иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, святителя Николая, Предтечи Христова Иоанна, преп. Сергия Радонежского. Цаты (пекторали) носили скифские цари, а также встречается как символ великокняжеской власти (у князя Киевского Ярослава Изяславича (1172г.) на миниатюре царственного летописца XVI века. В изображении императорского дворца в Константинополе, то есть цата – царский символ («полумесяц» — древний государственный знак Византии, который был взят как официальная эмблема Османской империи после взятия турками Константинополя в 1453 г[59].

Цата, как часть святительского облачения (на иконах святителя Николая Можайского), таким образом, цата на кресте – символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.  Кресты с полумесяцем украшали наши древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.И только после захвата Константинополя турками в 1453 году этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. Тогда, по преданию, турки срубили с главного собора Византийской империи — Святой Софии — крест, но оставили цату, а собор превратили в мечеть. 

Кроме того, из глубокой древности — от Самого Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18-19). Этот «якорь» есть наша надежда.

Цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на  куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Нашим первосвященником является патриарх. Наш храм — подворье партриарха в Зеленограде и поэтому он венчан крестом с цатой.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная. Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма».

2.6. Отличительные декоративные особенности фасадов двух храмов.

3. Внутреннее членение пространства храма.

3.1. Крестово-купольная система во внутреннем пространстве храма.

3.1.1. Подкупольное пространство

3.1.2. Арки, столпы и паруса.

3.1.3. Нефы.

3.1.4. Хоры.

3.2. Деление внутреннего пространства с запада на восток.

3.2.1. Притвор.

3.2.2. Центральная, подкупольная часть.

3.2.3. Алтарь.

3.2.4. Солея.

3.2.5. Иконостас.

3.2.5.1. Тип древнерусского иконостаса.
3.2.5.2. Царские врата.
3.2.5.3. Иконостас нашего храма.

4. Русский православный канон росписи храма.

4.1. Купол.

4.2. Барабан.

4.3. Паруса.

4.4. Северная, южная и западная стены храма.

4.5. Столпы.

5. Заключение.

Яндекс.Метрика