Несколько слов о «Троице» преп. Андрея Рублева

По прошествии десяти дней от Вознесения Господня, Св. Церковь празднует День Святой Троицы.

Одна из самых известных и прославленных в мире икон — «Троица», написанная преподобным Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три Ангела собрались для тихой, неспешной «беседы», вокруг престола, на котором стоит жертвенная Чаша.

Подробности жизненного пути преподобного Андрея Рублева почти неизвестны, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя упоминалось редко. Скорее всего, он был монахом Троице-Сергиева монастыря, для Троицкого собора которого он и написал «Троицу».

Игумен монастыря преп. Никон (ученик преп. Сергия Радонежского ставший, после кончины преподобного, настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) призвал для росписи и написания иконостаса вновь построенного белокаменного Троицкого собора «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных» иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного. Преподобный Никон хотел не только видеть храм украшенным, но и икону Пресвятой Троицы написанную «в похвалу Сергию Радонежскому».

rublev-angels-at-mamre-trinity1Содержание образа «Троицы» бесконечно многогранно, идейным и композиционным центром ее является Чаша с головой жертвенного тельца — прообразом Агнца Новозаветного. Загрузить увеличенное изображение. 500 x 387 px. Размер файла 124049 b. Ил. 3. Преподобный Андрей Рублев. Святая Троица. Фрагмент
Вокруг престола с Чашей сидят три Ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг — символ вечности, света и любви. Ангелы в одеяниях густого теплого тона, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. В иконе нет ни движения, ни действия, только Триединое созерцание и «молчаливая» беседа. При внешней схожести Ангелов, два из них обращены к третьему, который символизирует Бога Отца, центральная фигура символизирует Бога Сына, на что указывают цвета одежды и золотой клав на плече, правая фигура символизирует Бога Духа Святого.

Клав [лат. clavus] — нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды. Служил знаком отличия благородного происхождения у римских граждан, а в иконописи изображается на хитоне Иисуса Христа, также встречается на одеждах апостолов Петра и Павла и архангелов.

За каждым из трех Ангелов изображен его символ. За средним — древо, которое означает не только дуб Мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», Крестное древо, Крест. За вторым Ангелом возвышается гора — символ Горнего мира, образ «восхищения духа», на горе Синай пророк и Боговидец Моисей получил Скрижали Завета, Преображение Господне было явлено на горе Фавор, Вознесение произошло на горе Елеонской. За третьим Ангелом возвышаются легкие, стройные «палаты». Согласно Псалтири, «палаты» являются образом радостного и вдохновенного познания, созидание внутреннего мира человека сравнивается с трудом зодчего и называется Домостроительством.

Домостроительство[греч. οἰκονομία — заведование домашним хозяйством], христианский богословский термин, указывающий на предвечный Божественный план, в соответствии с которым Бог творит мир, понимая под «строительством дома» творение мира, промысел о человеке и водительство к конечной благой цели.


Традиционно в иконографии существовал другой образ Ветхозаветной Троицы, отражающий событие описанное в 18 главе Книге Бытия, которая имеет еще одно название- «Гостеприимство Авраама». Сцена посвящена посещению тремя Ангелами дома Авраама.

Троица Ветхозаветная, или Гостеприимство Авраама - 15 век
Троица Ветхозаветная, или Гостеприимство Авраама — 15 век

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.»  Книга Бытие (Быт. 18:1-8)

На Рублевской иконе нет фигур Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: Ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. Жесты Ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.


Икона олицетворяет собой предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человечества от греха. Несомненно, преп. Андрею Рублеву удалось зримо, в совершенной иконописной и богословской форме, воплотить образ Триединого Божества, образ единосущия и равенства трех лиц Пресвятой Троицы, духовного совершенства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовность принести себя в жертву ради общего блага.

Икона Троицы является одновременно и вершиной русской иконописной школы, и вершиной Божественного откровения, явленного человечеству талантом преподобного Андрея Рублева, создававшему этот иконописный образ под духовным водительством самого преп. Сергия Радонежского.

Составили С. Игнатенко, М. Болдов.

При подготовке публикации использованы материалы с сайтов www.pravoslavie.ru, www.pravenc.ru, www.azbyka.ru 

 

 

 

 

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com