19 января — Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Расписание богослужений

Евангельские Чтения
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник):
На 1-м часе: Деян. 13:25-32, Мф. 3:1-11 На 3-м часе: Деян. 19:1-8, Мк. 1:1-8
На 6-м часе: Рим. 6:3-11, Мк. 1:9-15 На 9-м часе: Тит.2:11-14;3:4-7, Мф. 3:13-17
Лит. — 1Кор. 9:19-27, Лк. 3:1-18
На освящении воды: 1Кор. 10:1-4, Мк. 1:9-11
Литургия Василия Великого. По заамвонной молитве – великое освящение воды.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа:
Утр. — Мк. 1:9-11 Лит. — Тит. 2:11-14;3:4-7, Мф. 3:13-17
На освящении воды: 1Кор. 10:1-4, Мк. 1:9-11
По заамвонной молитве – великое освящение воды.

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(2Тим. 4:5-8; Мк. 1:1-8). Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения, был послан Св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: «покайтесь — и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю, и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера таким образом рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и не живодейственна

Богоявление (Тит. 2:11-14;3:4-7; Мф. 3:13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый : Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

19 января по новому стилю мы отмечаем Крещение Господне, один из самых древних праздников, Великий праздник Православной Церкви.

 

18 января, пятница
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). День постный.

8.00 Царские часы, изобразительные, вечерня, Литургия, Великое освящение воды
Раздача святой Крещенской воды будет проходить с 12:00  до 20:00.
13.00   Великое освящение воды в роддоме
16.00   Исповедь
17.00   Всенощная

19 января, суббота
СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

8.40    Часы
9.00    Литургия, Великое освящение воды.
Раздача святой Крещенской воды будет проходить с 12:00  до 20:00.


 

По церковной традиции праздновать начинают еще с вечера накануне. И уже в Крещенский сочельник (см. «Как провести Крещенский сочельник»), во всех храмах начнется Великое освящение воды – неотъемлемая часть этого духовного торжества.

Крещение Господне -Рублев

Установление Праздника относится еще ко временам апостолов. После Крещения Господь Иисус Христос выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия. Крещением началось служение Иисуса Христа, с Крещения начался Его Крестный путь.

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему…
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои…
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». (Мф.3:1-3,5-6,11-17)

Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что при Крещения Иисуса во Иордане впервые в истории человечества все три Ипостаси три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Христос Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Иисус Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Иоанн Креститель не знал Христа до того дня? «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33).

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф.3:13-17)

Слово «крещу» по-гречески означает «погружаю в воду». Перед пришествием Христа на землю, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис. 53:4). И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни.

Преподобный Иоанн Дамаскин писал, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы, наконец, освятить «водное естество» и подать нам пример Крещения. Крещение — начало восстановления первоначального образа Божия в падшем человеке. В воде крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно осуществить свое крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся жизнь.

Праздник Крещения Господня- Богоявления называется также Просвещением, «праздником Светов», и все эти названия вместе наиболее полно отражают суть этого события: Бог являет Себя миру в этот день, чтобы явить людям Свою Троическую сущность, свой Неприступный Свет, чтобы просветить людей, «сидящих во тьме и сени смертней» и спасти падший человеческий род. Это праздник божественного света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает все его естество. Это тот свет, который дает нам Господь в таинстве Святого Причащения, в других таинствах Церкви, а также и в освящении воды.

«Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый : Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее».  Святитель Феофан Затворник

В Крещении человек получает прощение грехов. По слову Священного Писания, в Таинстве Крещения человек умирает для греха и воскресает для Бога. С принятием Крещения человек становится членом Церкви Христовой, и ему открыта возможность участвовать в Таинствах. Но чтобы подлинно осуществить свое крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся жизнь.

Ежегодно в этот Праздник мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней Великой Агиасмой («агиасма» — греч. «святыня») — Святыней, как называется она в Церкви. Не подверженная присущим обычной воде процессам распада и гниения, по своим физическим свойствам крещенская вода будет сохранять свои свойства на протяжении года, а то и большего времени. Крещенская вода должна быть в каждом доме православного христианина. Из благоговения к святыне обычно принимают крещенскую воду натощак. Однако в скорбях или болезнях пить ее можно для укрепления в любое время. Святой водой можно также окроплять пищу и жилище.

Будем просить Бога о том, чтобы в День Светов и мы, участвующие в великом водоосвящении, приобщились божественного света, чтобы изменились и преобразились. Ибо именно в этом, в конечном итоге, состоит цель всех таинств, всех обрядов церковных, цель всей нашей христианской жизни.

 

Тропарь Крещения Господня
глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/  и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./  Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак Крещения Господня
глас 4
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/  в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.

Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/  от Иоанна// в водах Иорданских.

 

Яндекс.Метрика