30 декабря — Неделя 29-я по Пятидесятнице, СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ.

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

Св. Праотцы — вот истинно великие люди! И если обобщить мысль, определяющую их величие, то выйдет: истинно велики только те, которые попадают в ряд исполнителей воли Божией о роде человеческом, — воли положительной; ибо многое бывает только по попущению Божию; бывают опять сильные деятели, действующие помимо воли Божией и даже противно ей. Могут и эти казаться великими, но не сами по себе, а по тем великим противодействиям, какие воздвигает Промысл Божий для изглаждения причиненного ими зла. Прямую волю Божию о вечном спасении мы знаем; но планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас. Потому нам трудно определять, кто действует прямее, именно по воле Божией. Один только отрицательный критерий можно признать верным: кто действует противно определению Божию о вечном спасении людей, того нельзя считать великим, как бы ни были показны дела его, ибо очевидно, что он идет против явной воли Божией. Хоть эта воля ведомая касается не временного, а вечного, но то несомненно, что одна воля Божия не может противоречить другой.


Неделя святых праотец – предпоследняя Неделя перед Рождеством Христовым.

Два предшествующие Рождеству Христову воскресенья имеют единую литургическую тему и называются «Неделя святых праотец» и «Неделя святых отец». В эти воскресные дни поименно воспеваются предки Христа по плоти и вообще все ветхозаветные праведники, благочестивые жены и пророки, которые своим духовным и нравственным подвигом подготовили мир к пришествию Спасителя, предвозвестили Духом Святым воплощение Бога–Слова. Пресвятая Богородица в этих службах прославляется как плод всего предыдущего развития человеческого рода, как лучшая из женщин, как Та, Которую предвозвещали пророки и патриархи.

Праотец (греч.) — один из ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. родоначальник, праотец).

Первые десять патриархов (Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной), как жившие до потопа, называются допотопными патриархами; все они наделены были необычайной долговечностью и служили живыми хранителями и истолкователями вверенного им обетования. Из патриархов, живших после потопа, особенно замечательны Авраам, как отец и родоначальник нового поколения верующих, а затем Исаак, Иаков и Иосиф. Со смертью Иакова и Иосифа оканчивается патриархальная эпоха библейской истории.

Список праотцов в богослужебных текстах начинается с первозданного Адама, которого Церковь называет отцом всех людей: «Адама перваго почтим рукою почтеннаго Зиждителя, и всех нас праотца уже бывшаго». За преслушание заповеди, данной в раю, он изгнан из рая и приговорен с потомками, наследовавшими от него грех, к смерти, но вместе утешен был обетованием о Семени жены, которое «сотрет главу змия» (Быт. 3:15), т.е. об Искупителе, который родится от жены без участия мужа и победит диавола, разрушит царство его – царство лжи и суеверий. Авель восхваляется как первый мученик, пострадавший от «скверноубийственной руки» своего брата; Ной — как «началовождь» второго мира, сохранивший невредимым Божий закон; Авраам — как «друг Божий», удостоившийся видения Святой Троицы, насколько это возможно для человека, и ставший отцом «безчисленных языков»; Исаак — как «образ Христовы Страсти». Об Иакове говорится, что он «брася со Ангелом, ум зря Бога наречеся» (боролся с Ангелом и был наречен «умом, видящим Бога»); об Иосифе — что он был брошен в ров «во образ закланнаго и в рове положеннаго Христа»; об Иове — что он был «кроток, незлобив, прав, совершен, непорочен».

В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: «Приидите, да восхвалим собор праотцев — Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова».

Тропарь святым праотцам
глас 2
Верою праотцы оправдал еси,/ от язык теми предобручивый Церковь,/ хвалятся в славе святии,/ яко от семене их есть плод благославен,/ без семене Рождшая Тя.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак святым праотцам
глас 6
Рукописаннаго образа не почетше,/ но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии,/ в подвизе огня прославистеся,/ среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте:/ ускори, о Щедрый, и потщися, яко Милостив, в помощь нашу,// яко можеши хотяй.

 

Яндекс.Метрика