С началом Рождественского поста!

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост еще называют Филипповым.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

 «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
Святитель Лев Великий 

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

«…пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Святитель Симеон Фессалоникийский

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

В Рождественский пост на трапезе разрешается пища с растительным маслом (кроме среды и пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни — рыба. Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. В Сочельник пища не вкушается до первой звезды (символом первой звезды является зажженная свеча, которая выносится на свещнике по отпусте литургии, совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой клирики поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова).

Рождественский пост 2017.

Рождественский пост -2
«За сорок дней до Рождества Христова начинается Рождественский пост. Этот пост установлен для того, чтобы мы ко дню празднования Рождения в мир Христа Спасителя очистили себя покаянием, молитвою и воздержанием.
Правила воздержания такие же, как и в Петров пост. Мы не вкушаем продукты животного происхождения: мясо, мо­локо, яйца и тому подобное.
Кроме того, в понедельник, среду и пятницу уставом запреща­ются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, субботу и воскресенье — разрешено принимать пищу с расти­тельным маслом. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, в храмовые праздники и во дни вели­ких святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг.
Например в 2017 году в нашем приходе рыбу благо­словляется вкушать среди недели в следующие дни:
• в понедельник 4-го декабря — в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы;
• в среду 6-го декабря — на день памяти святого благоверно­го князя Александра Невского (престольный праздник храма);
• во вторник 19-го декабря — в день праздника святителю Ни­колаю Чудотворцу;
• во вторник 2-го января — на храмовый праздник в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется».
Иерей Максим Казаков.

 

Миряне определяют строгость поста, советуясь с духовником!

«Из деятельности святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благочинно живущих видно, что прекрасно и полезно всегда быть готовым и находиться в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не приводить в бездеятельность тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, — много или мало кто поститься; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель — своя совесть… Умеренный и разумный пост — основание и глава всем добродетелям. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех».
Преподобный Паисий (ВЕЛИЧКОВСКИЙ)

Яндекс.Метрика