11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи

Евангельские Чтения
Утр. —
Мф. 14:1-13
Лит. — Деян. 13:25-32, Мк. 6:14-30


11 сентября\29 августа — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события— насильственную смерть Великого Пророка, который предвозвестил пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан, события описанные в 14-ой главе Евангелия от Матфея и 6-ой главе Евангелия от Марка.

После крещения Иисуса Христа, Иоанн продолжал учить и крестить народ, проповедуя приближение Царства Божия и призывая всех к покаянию. Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученической смертью.

В то время правителем Галилеи был Ирод Антипа. Этот царь галилейский был одним из сыновей Ирода Великого, который ‘прославился’ избиением 14 тысяч вифлеемских младенцев. Ирод Антипа впал в смертный грех прелюбодеяния, а затем, вопреки всем иудейским законам, взял в жены Иродиаду, жену своего брата Филиппа (Ирод Филипп II), при его жизни.

Иоанн Креститель публично осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка. Она просила Ирода, чтобы он убил Иоанна, но Ирод не соглашался на это, ведь он и сам считал Иоанна великим пророком, да и слишком много учеников и последователей было у Иоанна, слишком высок был его авторитет и почитание в народе. Но все-таки в угоду Иродиаде посадил Иоанна Крестителя в темницу. Иродиада же не успокоилась на этом, тем более, что ее раздражало расположение Ирода к Иоанну. Ведь Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его.

imageЧерез некоторое время Ирод, празднуя день своего рождения, давал пир вельможам, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. Тогда Иродиада подговорила свою юную красавицу-дочь Саломею (падчерицу Ирода и дочь его брата), станцевать перед отчимом и высокими гостями и ‘танцем’ своим весьма угодила тетрарху Ироду Антипе, так что он поклялся выполнить ее любое желание и даже готов был отдать ей за доставленное удовольствие полцарства. Саломея же по ‘совету’ матери своей потребовала голову Крестителя. Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить слову своему, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнил приказание царя, принес на блюде и отдал Саломее голову Иоанна Крестителя, а Саломея отдала ее матери своей Иродиаде.

Саломея – дочь Иродиады, бывшей в браке с одним из сыновей царя Ирода Великого и в незаконном сожительстве с другим, тетрархом Галилеи Иродом Антипой. В Новом завете она упоминается без имени в Евангелии от Матфея и Евангелии от Марка. Ее имя устанавлено по Иосифу Флавию: «Иродиада вышла замуж за сына Ирода Великого, Ирода же и родила ему дочь Саломею» (Иудейские древности. Кн. 18, гл. 5, пар. 4).

Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней проткнула уже бездыханную главу кинжалом и закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14:2).

Предания говорят о правосудии Божьем, свершившимся над Иродом, Иродиадой и Саломеей: По одним источникам, вскоре после казни Предтечи римский император лишил царя Ирода всей власти, богатств и вместе с прелюбодейной женой Иродиадой и Саломеей отправил в изгнание, где они бедственно окончили жизнь свою. По другим — Ирод и Иродиада были поглощены землей живыми, но прежде их погибла Саломея. Она в зимнее время, проходя по льду через реку, провалилась и погрузилась в воду так, что лед стиснул ее шею, и она повисла в воде, совершая под водой свой последний ‘танец’. Наконец острым льдом совсем перерезало ей шею. Обезглавленный труп унесен был водой, а к Ироду и Иродиаде принесена была одна голова погибшей.


Мощи Иоанна Предтечи (кроме головы и правой руки) впоследствии были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию гонителя христианства императора Юлиана Отступника в 362 году. Глава же и правая рука Иоанна Предтечи чудесным образом сохранились до наших дней  и являются святынями  почитаемыми всем христианским миром.

Сначала глава пребывала в Елеоне, затем у бедняка из Емесы, потом – в Константинополе. В период иконоборчества главу прятали до времени возобновления почитания святых икон. В последние времена Византии, незадолго до падения Константинополя, город грабят крестоносцы и, сейчас можно даже порадоваться тому, что крестоносцы оказались здесь раньше иноверцев — хотя бы часть христианских святынь уцелела до наших времен.

Именно так в одних развалинах одного дворца каноник Валлон де Сартон находит блюдо, на котором под стеклом– лицевая часть головы. Над бровью – отверстие. На блюде надпись,что эта глава – Иоанна Крестителя, а отверстие – от кинжального удара Иродиады по отрубленной голове.

Передняя часть главы святого Иоанна Предтечи в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г.Амьена, Франция.
Передняя часть главы святого Иоанна Предтечи в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г.Амьена, Франция.

Тропарь Предтечи
глас 2
Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.
Кондак Предтечи
глас 5
Предтечево славное усекновение/ смотрение бысть некое Божественное,/ да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./ Да рыдает убо Иродия,/ беззаконное убийство испросивши:/ не закон бо Божий, ни живый век возлюби,// но притворный, привременный.
Величание
Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы// усекновение.

Яндекс.Метрика