28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

Евангельские Чтения
Утр. —
Лк. 1:39-49,56
Лит. — Флп. 2:5-11, Лк. 10:38-42;11:27-28


Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

"Мария же избрала благую часть" (Лк. 10:42). Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводною звездою остается благий конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование - возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца.

28/15 августа — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Торжество Успения Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию двух последовавших друг за другом событий. Первое – это кончина Ее земной жизни. Второе событие – Ее воскресение и телесное восшествие в Небесное Царство.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

Успение Пресвятой Богородицы завершает праздничный богослужебный круг Церкви. Земная история словно бы заканчивается в конце лета. Осенью, после церковного новолетия, все начнется сызнова Рождеством Пресвятой Богородицы.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

1-Успение Пресвятой Богородицы; Византия; XI вОднажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

«Успение» в переводе с церковнославянского значит «погружение в сон», «мирная кончина, подобная сну», «погребение». Это перевод древнегреческого слова ἡ κοίμησις (koimēsis), ему соответствует глагол κοιμάω (koimaō), который на русский язык переводится как «спать», «засыпать», «почить», «умирать».

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

1-Успение Пресвятой Богородицы; Византия; XIV в.,

Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.

Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.

1-Успение Пресвятой Богородицы; Греция. Каппадокия; XVIII в.Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.


Традиция памятования дней земной кончины апостолов, мучеников и исповедников сложилась в Церкви в первые три века, отмеченные жестокими гонениями. Христиане убеждены, что смерть человека, соединенного с Христом Крещением и причащением Его Тела и Крови, посвятившего свою жизнь служению Христу и Его Церкви, тем более, засвидетельствовавшего мученическим или исповедническим подвигом величие христианской веры, является началом новой, вечной жизни в царстве Божием, «вхождением в небесную славу». Смерть для христианина – это торжество, победа над миром, враждебным Христу – «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1. 21.). Многие верующие не только не боялись смерти, часто предваряемой жестокими пытками и мучениями. Они горячо желали мученичества, веруя, что за порогом вечности они встретят Христа и удостоятся вечной блаженной жизни с Ним. Отсюда появилась традиция ежегодного церковного воспоминания подвига святых – «подражателей страданий Бога» – совершавших в день их кончины.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец XIII века.
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец XIII века.

В это же время зародилось и традиция литургического почитания Девы Марии, посвятившей всю жизнь служению Божественному Сыну и претерпевшей всю горечь материнской скорби, предстоя перед Его крестом на Голгофе. С наступлением эры правления христианских императоров, даровавших Церкви свободу, стали строиться многочисленные храмы, в том числе и посвященные Богоматери. Так, например, в 352 г. в Риме был заложен один из первых храмов в честь Пресвятой Девы – Базилика Санта Мария Мажоре. В 431 г. 3 Вселенский собор провозгласил догматическое учение о нераздельности Божественной и человеческой природ во Христе и о почитании Пресвятой Девы Марии истинной Богородицей, от которой принял человеческую плоть и родился не просто человек – Иисус, а Предвечный Бог. Развитие догматического вероучения всегда имело формирующее влияние на церковное богослужение. Поэтому определения 3-го Вселенского собора в литургической сфере определили возникновение праздников в честь событий земной жизни Пресвятой Богородицы.

Праздник Успения, вероятно, первоначально зародился в Палестине и оттуда распространился по всему миру. В Византии церковное празднование Успения Божией Матери 15 августа было установлено императором Маврикием (+602 г.). Этот праздник предваряет Успенский пост, начинающийся 1 августа (14 августа по н. с.). Пост, по преданию, был установлен в память о последних днях земной жизни, Божией Матери, которые она провела в посте и молитве, готовясь к кончине. В течение первого тысячелетия этот пост был распространенным благочестивым обычаем. Констанинопольской Церкви в 1166 г. соблюдение Успенского поста стало обязательным правилом. Празднование Успения продолжается до 23 августа (5 сентября по н. с.).

Богослужебные тексты праздника Успения были написаны св. Иоанном Дамаскиным, св. Космой Майумским, св. Феофаном Начертанным, св. Германом, патр. Константинопольским. В Иерусалимской Церкви с XV в. празднование Успения имеет характерную особенность – в Гефсимании, на месте предполагаемого погребения Пресвятой Богородицы, проводится особое богослужение, называемое Чин погребения Божией Матери. Это богослужение имеет структуру, аналогичную утрени Великой субботы. Содержание песнопений посвящены Божией Матери, но с точки зрения стилистики являются подражанием текстам чина погребения Спасителя. В храме метохии (подворья) Гефсиманского монастыря, расположенного прямо напротив входа в Храм Воскресения (Гроба Господня) хранится вышитое изображение почившей Богородицы – плащаница. 12 августа плащаница с торжественной процессией переносится в Гефсиманию в храм на месте погребения Божией Матери. 14 августа, в день накануне праздника Успения совершается Чин погребения, а в сам день праздника – служба Успению.

В XIX в. этот чин был переведен на славянский язык и совершался в России в избранных храмах и монастырях – в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Святитель Филарет (Дроздов) митр. Московский благословил совершать в Гефсиманском скиту особый праздник 17 августа – Вознесение Божией Матери. В этот день совершался иерусалимский чин погребения Богородицы. В наше время чин погребения Божией Матери весьма распространен и совершается во многих приходских храмах – обычно на второй или третий день праздника (или, реже, вечером в первый день праздника). В Русской Церкви также принято употребление плащаницы, которая выносится на середину храма для поклонения на Всенощном бдении и полагается посередине вместо праздничной иконы на украшенной цветами гробнице.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом. Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после продолжительного поста, который по уставу почти такой же строгий, как и Великий. Есть в нем и сухоядение в понедельник среду и пятницу (вкушение невареной пищи) и ограничения в потреблении масла (растительное масло употребляют в пищу только в субботу и воскресенье) и рыба вкушается один раз, на праздник Преображения Господня 19 августа. Впрочем, выбор меры поста – это дело индивидуальных возможностей и сил.

Плащаница праздника рассказывает о погребении Пресвятой Богородицы. Говорят: «Богородичная Плащаница». Храм насыщен цветом не красным (как на Пасху), но голубым (это цвет богородичных праздников). Мы предстоим перед плащаницей, словно апостолы перед ложем Богородицы. Во время совершения чина погребения священники выходят к плащанице под пение тропарей, напоминающих тропари Великой Субботы. После чего следует продолжительное богослужение, в котором исполняются «Непорочны» (это пространные песнопения, в состав которых входит 118 псалом, исполняющийся, как правило, при погребении усопших). Ближе к концу богослужения трижды кадят вокруг плащаницы, совершают земной поклон и обносят плащаницу вокруг храма. С пением «Святый Боже…» плащаница возвращается на свое место в храме при пении тропаря праздника.

 

Тропарь праздника
глас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак праздника
глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание
Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Светилен 
Апостоли, от конец совокупльшеся зде, / в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, / и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой.
( Апостолы, собранные сюда с концов земли, / в Гефсиманском селении погребите тело Мое, / и Ты, Сын и Бог Мой, / прими дух Мой! )

Задостойник
глас 1
Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася,// како Дева восходит от земли на небо. Побеждаются естества уставы/ в Тебе, Дево Чистая,/ девствует бо рождество/ и живот предобручает смерть./ По рождестве Дева и по смерти жива,/ спасаеши присно,// Богородице, наследие Твое.

Подготовлено по материалам:
Официального сайта Московского Патриархата,
Православного журнала о вере и жизни «Нескучный Сад»,
Интернет-издания WWW.PRAVMIR.RU
Яндекс.Метрика