28 октября — Память свт. Афанасия (САХАРОВА) исп., еп. Ковровского (1962)

 28\15 октября — Церковь чтит память cвятителя Афанасия (Сахарова) исповедника, епископа Ковровского (1962)

Богослов, литургист, автор церковных служб, святитель Афанасий прошел тернистый путь гонений, но ни тюрьмы, ни лагеря, ни ссылки не могли поколебать его веры. Стойкость его укрепляла молитва. Сергей Фудель, которому безбожной властью тоже был определен крестный путь, в своих воспоминаниях так пишет о святителе Афанасии (Сахарове): «Перед смертью он сказал близким о том, где же выход. “Вас всех спасет молитва” – это были его одни из самых последних слов. А в работе “О поминовении усопших” он когда-то, в 1950-х годах, писал: “Каждый должен молиться о всех”. Так он остался верен своей сути, своему монашескому молитвенному духу, который, если он истинный, есть, конечно, дух первохристианский».


Святитель Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии. Лишившись отца в раннем детстве, воспитывался матерью, желавшей, чтобы сын посвятил себя служению Церкви в монашеском чине. С отроческих лет полюбил богослужения, молитву, научился вышивать церковные облачения.

Серёжа Сахаров с архиерейским жезлом в руках. Фотография. 1889 г. (ПСТБИ)

В 1896–1902 гг. обучался в Шуйском духовном училище, где написал свое первое литургическое произведение – тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Смоленской Шуйской иконы. Продолжил образование во Владимирской семинарии и Московской Духовной академии, которую окончил в 1912 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной».

С. Г. Сахаров. Фотография. 1912 г. (ПСТБИ)
С. Г. Сахаров. Фотография. 1912 г. (ПСТБИ)

12 октября 1912 г. ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) пострижен в монашество с именем Афанасий, затем в течение нескольких дней рукоположен в иеродиакона, иеромонаха. Преподавал в различных семинариях. 

В 1917 году на съезде представителей российских мужских монастырей иеромонах Афанасий (Сахаров) избирается членом исторического Поместного Собора Русской Церкви 1917–18 годов, где работает в отделе по богослужебным вопросам.

В это же время он начинает работу над знаменитой службой Всем святым, в земле Российской просиявшим, ставшей замечательным литургическим памятником его любви к нашей Церкви. Иеромонаху Афанасию принадлежала мысль избрать для стихир на «Господи, воззвах» по одной стихире из Общей Минеи каждому лику святых, а в каноне расположить святых по областям. Каждая песнь канона завершалась, также по его идее, тропарем иконе Божией Матери, наиболее чтимой в этой области. Рассматривавший новую службу член Синода митрополит Сергий (Страгородский) внес в нее составленный им самим тропарь «Яко же плод красный…». Подготовленный первый вариант службы рассматривал затем и Святейший Патриарх Тихон.

Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ПСТБИ)

Важнейшим и переломным событием в жизни владыки Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Произошло это в Нижнем Новгороде 10 июля 1921 года. Возглавил хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси.

Главной заботой и болью святительского подвига владыки Афанасия было появление внутри Церкви нового раскола, известного под именем «обновленчества». Святитель объяснял своей, пастве, что раскольники, восставшие против канонического епископата, возглавляемого Патриархом Тихоном, не имеют права совершать Таинства, а потому храмы, в которых они совершают богослужения, безблагодатны. Он заново освящал оскверненные раскольниками церкви, увещевал отступников приносить покаяние вместе с приходом, обличая тех, кто не раскаялся.

Первый арест святителя произошел 30 марта 1922 года. Он положил начало многолетним тюремным мытарствам владыки Афанасия. Но, как это ни покажется странным, положение заключенного владыка считал более легким, чем положение тех, кто, оставаясь на воле, терпел бесчисленные притеснения от обновленцев: «А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я, не преувеличивая, говорю. Здесь истинная православная церковь. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии». Путь владыки по тюрьмам и ссылкам был нескончаемым и изнурительным: тюрьмы – владимирская, Таганская в Москве, Зырянская, туруханская; лагеря – Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Онежский, Мариинские в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии…

Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. 1943 г. (ЦА ФСБ РФ)

9 ноября 1951 года окончился последний срок лагерных мытарств шестидесятичетырехлетнего святителя. Но и после этого его держали в полной неизвестности о дальнейшей судьбе, а затем в принудительном порядке поместили в дом инвалидов на станции Потьма (в Мордовии), где режим почти не отличался от лагерного. Однако ни при каких обстоятельствах владыка не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая стон, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога!» И первым запевал: «Хвалите имя Господне». И пение это его оживляло. Вновь пришедших узников владыка ободрял: «Не падай духом. Господь сподобил тебя, по Своей великой милости, немного за Него пострадать.  Благодари Бога за это!» Лагерные работы были всегда изнурительными, а часто и опасными. Однажды владыку Афанасия назначили инкассатором, чем он очень тяготился. Вскоре у него похитили тысячу рублей, о чем пришлось доложить начальству как о собственной недостаче. Не разбираясь в деле, власти тут же наложили на заключенного тяжелые взыскания…

Священноисповедник Афанасий (Сахаров) провел в тюрьмах и лагерях более 30 лет.

На Соловках владыка Афанасий заразился тифом. Ему угрожала смерть, но Господь явно хранил Своего страдальца, и владыка выжил буквально чудом. Но при этом постоянном утомлении владыка видел духовную пользу – возможность проявить силу своей веры. Он неизменно держался устава Святой Церкви, никогда не прерывал молитвенного правила, молясь не только келейно, но и в обществе своих сокамерников. Даже в лагере он строго держал посты, находя возможность готовить постную пищу.

С окружающими владыка держался просто и задушевно, находил возможность духовно утешать тех, кто «с воли» обращался к нему за поддержкой. Никогда нельзя было увидеть его праздным: то он работал над литургическими заметками, то украшал бисером бумажные иконки святых, то ухаживал за больными.

7 марта 1955 года епископа Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, который своим лагерным режимом окончательно подорвал его здоровье. Вначале владыка поселяется в городе Тутаеве Ярославской области, но затем выбирает для места жительства поселок Петушки Владимирской области.

Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. 1962 г

Хотя с этого времени владыка формально был на свободе, власти всячески сковывали его действия. В Петушках, например, ему разрешали совершать богослужения только при закрытых дверях храма и без архиерейских регалий. Утешением для владыки были богослужения в Троице-Сергиевой лавре – ведь он, помня свой монашеский постриг в ее стенах, всегда считал себя в числе ее братии. Несколько раз владыка сослужил Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому), а 12 марта 1959 года участвовал в хиротонии архимандрита Никона (Лысенко) во епископа Уфимского.

Труды святителя Афанасия (Сахарова)

Еще в августе 1962 года владыка Афанасий начал говорить, что ему пора умирать. Когда однажды ему ответили, что близкие чада не перенесут разлуки с ним, он строго заметил: «Разве можно так привязываться к человеку? Этим мы нарушаем свою любовь ко Господу. Не одни ведь, а с Господом остаетесь».

В воскресенье 28 октября 1962 года святитель тихо предал свой дух Богу. Он предсказал этот день и час заранее. Мощи святителя находятся в Богородице-Рождественском монастыре, наместником которого он был в 1920 году.

Канонизирован определением Архиерейского Собора РПЦ 2000 года, был причтен к лику святых в чине священноисповедника.

(См. http://www.pravenc.ru/text/76846.html )



Тропарь святителю Афанасию исповеднику, епископу Ковровскому, глас 4
Славы Божия ревнителя / и благолепия церковнаго блюстителя, / тесным житием и многими подвиги / великому иерарху Александрийскому подобника, / святителя Афанасия, исповедника Российскаго, усердно восхвалим, вернии, / сей бо присно молится / о спасении земнаго Отечества своего / и о всех, живущих в нем, / велегласно с любовию взывая: / Русь Святая, / храни веру православную, // в нейже тебе утверждение.

Кондак святителю Афанасию исповеднику, епископу Ковровскому, глас 3
Днесь Афанасий святитель, / Христов исповедник и праведник, / в невечернем Царствии славы / светло ликует / и в сонме всех русских святых / всесоставным гласом победную песнь воспевая, / прилежно молит о нас // превечнаго Триединаго Бога.

Величание
Величаем тя, святителю отче Афанасие, / и чтим страдания твоя, яже во исповедание / Православие во Отечестве своем утвердил еси. Ино величание (поем пременяюще): Величаем тя, святителю и исповедниче Христов Афанасие, / богодухновенными песньми Церковь Русскую украсившаго // и святых сродников наших любовию воспевшаго.

Яндекс.Метрика