17 июня — Память святителя Митрофана, патриарха Константинопольского(ок. 326)

Расписание богослужений

Евангельские Чтения
Утр. — Ев. 3-е, Мк. 16:9-20
Лит. — Рим. 5:1-10, Мф. 6:22-33


Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Рим. 5:1-10; Мф. 6:22-33). "Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно". Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: "да, это не худо". У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.

📅 17\4 июня — Неделя 3-я по Пятидесятнице. Святителя Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326).

Свя­ти­тель Мит­ро­фан, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, был совре­мен­ни­ком свя­то­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337). Отец его, До­ме­тий, был род­ным бра­том рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Про­ба (276–282). Ура­зу­мев лож­ность язы­че­ской ре­ли­гии, До­ме­тий уве­ро­вал во Хри­ста. Во вре­мя же­сто­ких пре­сле­до­ва­ний хри­сти­ан в Ри­ме свя­той До­ме­тий с дву­мя сво­и­ми сы­но­вья­ми, Про­бом и Мит­ро­фа­ном, уда­лил­ся в Ви­зан­тию, где стал обу­чать­ся за­ко­ну Гос­под­ню у епи­ско­па Ти­та (242–272), му­жа свя­той жиз­ни. Ви­дя пла­мен­ное же­ла­ние До­ме­тия по­тру­дить­ся для Гос­по­да, епи­скоп Тит ру­ко­по­ло­жил его во пре­сви­те­ра. По­сле смер­ти Ти­та на епи­скоп­ский пре­стол был воз­ве­ден До­ме­тий (272–303), а за­тем – его сы­но­вья, Проб (303–315) и в 316 го­ду – свя­той Мит­ро­фан.

При­быв од­на­жды в Ви­зан­тию, им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий был вос­хи­щен кра­со­той и удоб­ным рас­по­ло­же­ни­ем го­ро­да. Уви­дев свя­тость жиз­ни и муд­рость свя­то­го Мит­ро­фа­на, им­пе­ра­тор взял его с со­бой в Рим. Вско­ре Кон­стан­тин Ве­ли­кий пе­ре­нес сто­ли­цу из Ри­ма в Ви­зан­тию и пе­ре­вел ту­да свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на. В 325 го­ду для низ­ло­же­ния ере­си Ария в Ни­кее со­брал­ся I Все­лен­ский Со­бор. Кон­стан­тин Ве­ли­кий ис­хо­да­тай­ство­вал у свя­тых от­цов Со­бо­ра для свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на ти­тул пат­ри­ар­ха. Та­ким об­ра­зом, свя­ти­тель стал пер­вым пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским. Сам свя­ти­тель Мит­ро­фан, глу­бо­кий ста­рец, не мог при­сут­ство­вать на Со­бо­ре, а по­слал вме­сто се­бя хо­ре­писко­па (ви­ка­рия) Алек­сандра. По окон­ча­нии Со­бо­ра им­пе­ра­тор вме­сте с от­ца­ми Со­бо­ра на­ве­стил боль­но­го пат­ри­ар­ха. По прось­бе им­пе­ра­то­ра свя­ти­тель ука­зал се­бе до­стой­но­го пре­ем­ни­ка – епи­ско­па Алек­сандра, пред­ска­зав, что по­сле Алек­сандра на пат­ри­ар­ший пре­стол бу­дет воз­ве­ден Па­вел (в то вре­мя чтец), а пат­ри­ар­ху Алек­сан­дрий­ско­му Алек­сан­дру пред­ска­зал, что его пре­ем­ни­ком бу­дет ар­хи­ди­а­кон Афа­на­сий.

Свя­ти­тель Мит­ро­фан мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 326 го­ду, в воз­расте 117 лет. Мо­щи его по­ко­ят­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, в хра­ме, воз­двиг­ну­том в его па­мять.

Тропарь святителя Митрофана
глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Митрофане,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Митрофана
глас 4
От младенства явился еси честен сосуд,/ святитель быв избран Богу, Емуже с веселием взывал еси:// равен еси, Христе, Отцу и Духу.

Кондак святителя Митрофана
глас 2
Веру Христову ясно ты проповедал еси/ и, сию соблюдая,/ во множество воистинну возрастил еси верное твое стадо./ Темже со Ангелы, Митрофане, срадуешися,// Христу моляся непрестанно о всех нас.

 

Яндекс.Метрика