29 июня — Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002)

Расписание богослужений

Евангельские Чтения
Утр. — Ин. 10:1-9
Лит. — Рим. 16:1-16, Мф. 13:3-9
Свт.: Евр.7:26-8:2, Ин. X:9-16


Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский(Рим. 16:1-16; Мф. 13:3-9). Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божию. На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было слышано. На втором - те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому пока не требуется никакой жертвы они услаждаются словом и особенно его обетованиями, а как скоро окажется необходимость пожертвовать чем-либо для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова, и от обетований его, в угоду своих привязанностей. На третьем - те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, образовавшиеся было под действием слова Божия. На четвертом - те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным. Сядь и рассуди всяк, к какому классу принадлежишь.

29\16 июня — Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002).

Феофан Затворник гравюра29 июня 2002 г. в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка в Успенский храм Вышенской пустыни.

Церковь «предлагает путь восхождения: от Богоискательства — к Богопознанию, от Богопознания — к Богообщению, от Богообщения — к Богоуподоблению…
подлинное преображение, обожение совершается действием благодати посредством добровольного соработничества Бога и человека. И достигается оно трудом, в послушании Творцу…»  (РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2014/2015)

Среди многих выдающихся ученых богословов и иерархов Русской Православной Церкви XIX века особое место занимает святитель Феофан Затворник. В своих сочинениях святитель Феофан умело сочетал глубину психологического анализа и возвышенность богословия с простотой изложения. Богатое богословское наследие святителя–затворника пронизано мыслью о христианском спасении. Этот вопрос разрабатывается во всех нравоучительных сочинениях епископа Феофана, объединенных идеей Богообщения, составляющей начало, середину и конец христианской нравственной жизни.

 

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника.

1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.
1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА).
1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию.
1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии.
1856 г. настоятель посольской церкви в Константинополе,
1857 г. — ректор СПДА.
Feofan11859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого.
1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре.
1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.
Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам.

Дом в Вышенском монастыре, в котором в течение 28 лет жил святитель Феофан1872 г. После Пасхи святитель уходит в затвор.
В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества.
Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве.
Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Мраморное надгробие могилы святителя Феофана

Святитель мирно почил_6 января 1894 г., в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

После революции 1917 г. в помещениях монастыря разместили детский сад, затем лесхоз, свиносовхоз, психиатрическую больницу. Храмы и монастырские здания Вышенской обители пришли в запустение. В Казанском соборе, где был погребен еп. Феофан, находился склад психиатрической больницы. В 1973 г. было решено спасти мощи от поругания. Несколько священнослужителей, разобрав склеп в Казанском соборе, нашли разломанный гроб и останки епископа. Некоторое время мощи еп. Феофана хранил у себя дома участник этих событий прот. Георгий Глазунов, затем они были перевезены в Троице-Сергиеву лавру, где находились во Всесвятском храме до 1988 г., когда еп. Феофан Затворник был причислен РПЦ к лику святых. После канонизации его мощи были перенесены в расположенный в четырех километрах от Вышенского монастыря храм прп. Сергия Радонежского в селе Эммануиловка Рязанской области. В 1990 г. началось постепенное возрождение Вышенского монастыря.

Тропарь святителя Феофана
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Феофана
глас 4
Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

Яндекс.Метрика