15 апреля — Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

Расписание богослужений

Евангельские Чтения
Утр. — Ев. 1-е, Мф. 28:16-20
Лит. — Деян. 5:12-20, Ин. 20:19-31


Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждыйСвт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский день года. (Дея. 5:12-20; Ин. 20:19-31). "Господь мой и Бог мой!" воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: "Господь Спаситель", разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: "Господь Спаситель мой". Кто говорит: "мой Спаситель", тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения. от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: "кто меня разлучит!"

15\2 апреля — Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

Антипасха – праздник, отмечаемый на следующую неделю (воскресенье) после Пасхи, другие названия: Фомина неделя, Новая неделя. В народе этот день называют еще красной горкой, так как это первый день после многодневных Великого поста, Пасхи и Светлой седмицы, когда позволяется совершать таинство Брака.

Слово «Антипасха» буквально означает «то, что вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, его повторение и обновление.

Апостол Фома

Богослужение этого воскресенья связано с воспоминанием двух явлений Иисуса Христа апостолам: в «первый день недели вечером» и «после восьми дней», – о чем повествует евангельское чтение на Литургии (Ин 20:19–31). В сам день Светлого Воскресения вечером Господь Иисус Христос явился собранным в Сионской горнице апостолам, показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Святого Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи… В этот момент Фома отсутствовал и не поверил рассказам других апостолов о Воскресении Христа: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25) Вторично явившись ученикам по прошествии восьми дней, Спаситель призвал сомневавшегося Фому к осязанию Своих ран, и тот немедленно исповедал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» На что Христос сказал апостолу: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:28-29). Эти слова обращены не только к апостолу Фоме, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого: «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).
Неделю Антипасхи Церковь посвящает также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово. В древнехристианском богословии воскресный день мыслился первым днем седмицы — днем начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и одновременно восьмым, то есть днем будущего Царства, в котором времени уже не будет. В соответствии с таким представлением Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днем обновленного Христом нового мира. Эту же мысль высказывает свт. Григорий Богослов в «Беседе на Неделю Новую»: подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, восьмой по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к. в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека, только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с Антипасхой обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр 21:1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»

Первое упоминание Неделе Фоминой содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). Эти источники связывают день Антипасхи, с одной стороны, с Воскресением Христовым, так как с IV века он служил служил завершением восьмидневных пасхальных торжеств, с другой стороны — с таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. Отсюда происходит одно из традиционных латинских названий праздника (в римском и амвросианском обрядах) — Dominica in Albis (с лат. — «День Господень в белых» (одеждах)), из этих же соображений первая пасхальная седмица в православном богослужении называется Светлой. Снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение: хотя внешние признаки таинства и снимаются, его внутренний смысл (просвещение Светом истинным) остается в сердце крещенного навсегда.

Все богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится; служба святого, чья память выпадает на этот день, в приходской практике обычно опускается. Исключение составляет храмовый праздник и память вмч. Георгия Победоносца. С недели Антипасхи (включительно) и до отдания Пасхи все службы начинаются с пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых», на утренях ежедневно поется «Воскресение Христово видевше», литургия имеет особое окончание. На каждой из воскресных служб поются пасхальный канон и стихиры, повторяя празднование Пасхи.

Тропарь Антипасхи
Глас 7
Запечатану гробу,/ Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже,/ и дверем заключенным,/ учеником предстал еси,/ всех Воскресение,/ дух правый теми обновляя нам,// по велицей Твоей милости.
Перевод: Хотя гроб был запечатан, Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; и, когда двери были заперты, Ты, всех Воскресение, предстал ученикам, через них Дух Правый обновляя в нас по великой Твоей милости.

Кондак Антипасхи
глас 8
Любопытною десницею/ жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже,/ созаключенным бо дверем яко вшел еси,/ с прочими апостолы вопияше Тебе:// Господь еси и Бог мой.
Перевод: Любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже; и тогда, как Ты вошел при запертых дверях, он с прочими и Апостолами стал взывать Тебе: «Ты – Господь и Бог мой!»

Величание Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради во ад сшедшаго/ и с Собою вся// воскресившаго.

Подготовлено по материалам pravoslavie.ru и Еженедельной приходской стенгазеты №12 Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы.

Яндекс.Метрика