6 января — Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
Расписание богослужений
Евангельские Чтения
На 1-м часе: Евр. 1:1-12, Мф. 1:18-25
На 3-м часе: Гал. 3:23-29, Лк. 2:1-20
На 6-м часе: Евр. 1:10-2:3, Мф. 2:1-12
На 9-м часе: Евр. 2:11-18, Мф. 2:13-23
Лит. — Евр.1:1-12, Лк.2:1-20
Литургия св. Василия Великого
Строгий пост
6 января/24 декабря — Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.
Сочельник —название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после Литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. После вечерни на середину храма будет вынесена зажженная свеча, она символизирует Вифлеемскую звезду. Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды (Вифлеемской звезды), связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф. 2:2), возвестившей о рождении Христа. На Украине Сочельник издавна называют Святой вечер.
В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорождённому Царю царей. Если дата сочельника попадает на субботу или воскресенье, то Царские Часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает Литургии.
Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесённых волхвами новорождённому Христу.
Совершаются Царские Часы накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 января и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Псалмы для Царских часов не являются псалмами, читающимися за вседневными часами; они особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.
О гаданиях на Рождество…
Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать. Обычай этот уходит корнями в языческие времена, но к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения.
Церковь категорически запрещает гадания (будь то святочные или любые другие): «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают» (61 правило VI Вселенского собора).
Тропарь предпразднства
глас 4
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.Кондак предпразднства
глас 3
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.