27 августа — святой пророк Михей МОРАСФИТЯНИН

«И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века» (Мих. 5:2).

СВЯТОЙ ПРОРОК МИХЕЙ, шестой из 12-ти малых пророков, происходил из племени Иудова. Книга пророка Михея входит в число канонических книг Ветхого Завета.
Память 14/27 августа
Расписание богослужений

Святой пророк Михей (евр. Миха́, Миха́йху  — означает «Кто как Бог», «Кто подобен Богу»)   родился в Моришете (Морасфи), к западу от Хеврона, в Иудее, вероятно, в крестьянской семье. Его служение проходило при правлении иудейских царей Иоафама (740–736), Ахаза (736–716) и Езекии (716–689). Он был современником пророков Исаии (возможно, даже одним из его учеников), Амоса и Осии и, как они, «исполнен силы Духа Господня», подвизался, чтобы «высказать Иакову преступления его и Израилю – грех его» (Мих. 3: 8).

Призывая в свидетели горы, бывшие местом великих Божественных откровений, он объявил, что Господь будет судить Свой народ и призовет его к ответу за неблагодарность: «Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства…» (Мих. 6: 2–4). Господь считает народ виновным не только в неблагочестии и пренебрежении религиозными обязанностями, но и в нарушении закона о любви к ближнему: «Не стало милосердных на земле… Все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть…» (Мих. 7: 2). Грех и нечестие распространились повсюду: скупщики на ложах своих придумывают злодеяния, которые совершают утром (см.: Мих. 2: 1), князья пожирают плоть народа, гнушаются правосудием и искривляют все прямое (см.: Мих. 3: 9), судьи судят за подношения, священники ожидают жалования, лжепророки за деньги предсказывают счастье и процветание… И все опираются на данные Богом в древности обещания, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!» (Мих. 3: 11).

prorok-mihej-2Пророк предсказывает, что ему придется ходить по разрушенной и обнаженной стране (см.: Мих. 1: 6), стеная и плача, потому что нет защиты от ударов Господа. Он сойдет со Своего святого Престола, чтобы воздать отмщение через пришедших с севера захватчиков – ассирийцев: Он «низойдет и наступит на высоты земли – и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны» (Мих. 1: 3–4). Сначала Он поразит Самарию, а потом настанет черед Иерусалима, чтобы наказать народ за преступления, и прежде всего за самое тяжкое из них – раскол между Северным царством и Иудеей.

Предсказывая эти беды, пророк Михей презирал всякие земные почести, не боялся сильных мира сего, слушая только Господа и надеясь, что Бог, вначале наказав Свой народ, потом спасет его. Несомненно, «Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3: 12), но после этого испытания Господь примирится со Своим народом и будет вечно царствовать в обновленном Сионе: «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор… и потекут к ней народы» (Мих. 4: 1).

Земли Самарии и Израиля еще при жизни пророка Михея были опустошены при нашествии царя Сеннахирима, жители их уведены были в плен, города превратились в груды развалин.

Вернувшиеся из изгнания иудеи, «оставшийся» Израиль, а также народы многие, все поднимутся к дому Славы Божией. И «перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их» (Мих. 4: 3–4).

Пророчество Михея о месте рождения Спасителя

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их.
И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.
И будет Он мир…» (Мих. 5: 2–5)

Эта новая эпоха всеобщего мира и согласия начнется в Вифлееме – доме Ефрафы, меньшем между тысячами иудиными, во времена, когда родит Та, Которая должна родить, чтобы произвести на свет Царя-Мессию, Которого происхождение из начала от дней вечных (см.: Мих. 5: 1–3). Ясно и четко объявляя о предстоящем рождении Мессии, пророк говорит, что именно Он будет пасти обновленное стадо силою Господа, ибо Он будет велик до окраин страны. В этом новом Сионе духовный Иерусалим, обозначающий Церковь, границы которой простираются до края света, соберет все народы из Ассирии и городов Египетских, и от Тира до реки Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы (Мих. 7: 12), потому что Богу будет угодно еще раз явить Свою милость.

Вифлием(Beth-lehem)ВИФЛЕЕМ [евр.   Бейт-Лехем  —   Дом хлеба], поселение на Иудейском нагорье место рождения Господа Иисуса Христа, расположен в 9 км к юго-западу от Иерусалима. В кн. Бытие он фигурирует также под именем «Ефрафа» — более древнее название Вифлеема, по имени родоначальника жителей правнука Иуды (Руфь 1:2; 1 Цар. 17:12; 1 Пар. 4:4), вблизи которого умерла и похоронена Рахиль (Быт. 35:19). Это город «дома Давида», место его избрания и помазания на царство пророком Самуилом. Здесь же происходит и действие Книги Руфь. В израильском народе никогда не исчезала память о том, что из Вифлиема происходил царь Давид. Из вавилонского плена в Вифлием вернулось всего 123 человека, но люди помнили скромное происхождение царя Давида, и хотя уже померкла слава потомков родоначальника царской династии, надеялись, что история повторится: в скромной семье в Вифлиеме родится Новый Давид (Мих 5: 1-3).
В согласии с этим пророчеством (ср. Мф 2:6) в правление Ирода Великого в Вифлиеме родился Иисус Христос.Место Рождества Христова

Из Евангелия Матфея видно, что текст Михея (Мих. 5:2) всегда понимается, как пророчество о месте рождения Мессии, когда Ирод, встревоженный прибытием волхвов, созвал первосвященников и спросил у них, где должен родиться Христос? Последние ответили: «в Вифлееме иудейском» и привели текст пророчества Михея (Мф. 2:5-6). Об этом знали не только книжники, но и весь народ, что видно из Евангелия от Иоанна (Ин. 7:42). «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нем распря в народе».

«Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить». Под «имеющей родить» одни толковники разумели Церковь (Иероним, Феодорит), другие – Пресвятую Деву Марию (Ефрем Сирии, Кирилл Александрийский и многие экзегеты нашего времени). Второе толкование предпочитается первому. Сам пророк Михей не объяснил этих слов, как думают, потому, что в то время широко известно было пророчество Исаии о рождении Мессии от Девы. Михей, таким образом, лишь дополняет это пророчество указанием места рождения Спасителя (Ис. 7:14).

Пророк Михей заканчивает книгу, предсказывая милосердие Мессии: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7: 19).

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Михея память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак, глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Михее славне.
Величание
Величаем тя, пророче Божий Михее, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Подготовлено по материалам:
 «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» — издательство Сретенского монастыря.
«Толкование на книгу пророка Михея» — Толковая Библия (профессор Александр Павлович Лопухин)
«Православная Энциклопедия»

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com