Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.

7 августа ( 25 июля )  —   Успение св. прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Богомудрая, Богоблаженная и благословенная Анна была дочерью священника Матфана и жены его Марии, из колена Левиина, рода Ааронова. По преданию, она скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет.
При святом благоверном царе Иустиниане (527-565) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695; 705-711) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь.

Святые и праведные Иоаким и Анна особенно почитаются в Зачатьевском монастыре города Москвы. Обитель получила свое название по Соборной церкви Зачатия св. прав. Анны. Издревле сюда приходили люди разных сословий молиться о даровании чада, получая просимое они в благодарность Господу и его святым угодникам приносили богатые дары на созидание и благоукрашение обители.  С XVIII в. в монастыре появляется чудотворная «Милостивая» икона Божией Матери, почитаемая ради многих исцелений и разрешения семейных скорбей.


Святые и праведные Иоаким и Анна.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна — родители Пресвятой Богородицы, жили в небольшом городке Назарете в Галилее, расположенном в нагорной долине на откосе горы. Отсюда открывался прекрасный вид на долину Ездрелонскую и на горы Фавор, Гервуй, Кармил и другие, а также на Средиземное море.

У горы Фавор
У горы Фавор

Население Назарета в евангельское время было бедно и невелико, но именно здесь жили потомки царя Давида – давидиды святые праведные Иоаким и Иосиф Обручник, и их родственники.

Св. праведный Иоаким
Св. праведный Иоаким
Чудотворная икона св.прав. Анны, Афон.
Чудотворная икона св.прав. Анны, Афон.

Св. прав. Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида. В потомстве сына Давида царевича Нафана родился сын Левий, Левий родил Панфира, Панфир — Варпафира (Варпанфира), Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери. /Нафан, сын царя Давида и Вирсавии (2Цар. 5:14, 1Пар. 3:5 и 14:4), в Евангелии от Луки (Лук. 3:31) упомянут в родословии Иисуса Христа/.

Св. прав. Анна происходила из колена Левиина, из рода Ааронова, и была младшей дочерью священника Матфана, жившего перед царствованием Ирода, сына Антипатра. Священник Матфан имел женою Марию из колена Иудина, из города Вифлеема и трёх дочерей: Марию, Совию и Анну.

Левиты могли брать себе жён из других колен. Дочери священников (левитов) могли выходить замуж за «постороннего», то есть, за мирянина (Лев. 22: 12-13).

Из них первой вышла замуж Мария в Вифлееме и родила Саломию; потом вышла замуж Совия в Вифлееме и родила Елизавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, Анна, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую в город Назарет. Таким образом, Пресвятая Дева Мария происходила по отцу из царского рода, а по матери – из архиерейского.

Пресвятая Дева Мария происходила по отцу из царского рода, а по матери – из архиерейского.

Святая чета жила в изобилии, потому что Иоаким был человек богатый и имел много стад. Но не богатство, а высокое благочестие отличало эту чету между другими и соделало достойной особенной милости Божией. Вся их жизнь была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Они ежегодно отделяли две трети своих доходов, из которых одну жертвовали в храм, а другую раздавали ближним. Наслаждаясь душевным миром и ведя жизнь по духу закона Божиего, благочестивые супруги, по-видимому, были вполне счастливы, но по особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей.

Безчадие для потомков Давида было особенно чувствительным, потому что именно они, по древнему обетованию Божию могли надеяться, что от них родится Мессия — Спаситель мира.

Неплодство Анны причиняло им сильнейшую скорбь. Кроме того, их огорчало пренебрежение, которое нередко приходилось им терпеть от соотечественников за свое безчадие. В столь сильной скорби супруги не пороптали на Господа, чем меньше по человеческому разуму оставалось надежды на рождение чада, тем неотступнее становилась их молитва, тем полнее упование на милость Божию.

В кондаке на Рождество Пресвятой Богородицы поётся: «Иоаким и Анна поношения бесчадства… свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем»…

Праведные Иоаким и АннаМного и усердно в течение 50-ти лет молились они, чтобы Бог даровал им детей. Св. Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу. Бог щедро благословил святую чету и даровал им Дочь – единственную и святейшую Деву Марию, Которой выпала честь сделаться Матерью Бога Слова – Преблагословенной Богородицей.

По преданию, Благодатная Дева лишилась Своих престарелых родителей до Благовещения. Сначала преставился праведный Иоаким — 80-ти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовой, жила в Иерусалиме, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, будучи 79 лет от рождения.

Место их погребения указывают в стороне лестницы, по которой спускаются к погребальной пещере Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Из этого следует, что последние годы жизни Её святые родители провели в своём иерусалимском доме. С потерей родителей, Та, Которой суждено было сделаться впоследствии Матерью всех сирот рода человеческого, Сама испытала положение горького сиротства в юном возрасте, когда оно бывает наиболее тягостным. Теперь, за утратой всего дорогого, что могло привязывать Её к земле, Она всецело предалась сердцем одному лишь Богу.

Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.

Монахиня Александра (Мушкетова)


Тропарь праведной Анны
глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.
Кондак праведной Анны
глас 2
Прародителей Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.


При подготовке публикации использовались материалы  книги: «Господь Иисус Христос в семье, среди близких и учеников. О родословной Иисуса Христа и Его родственников по плоти» — монахиня Александра (Мушкетова)

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com